Парламентарии одобрили во втором чтении бюджет 2006 года. Народные избранники еще раз доказали, что нет предела совершенству. К президентским 115 млрд руб. на национальные проекты, которые, как мы и предполагали, оказались заранее спланированным сюрпризом (см. «ЭЖ» № 39), депутаты добавили еще 18,6 млрд руб. на социальные нужды.
Дополнительные 18,6 млрд руб. депутаты нашли в бюджете 2005 г., средства которого правительство «не успеет» потратить до нового года, и перенесли их на следующий.
Конечно, все любят получать подарки в виде внеплановых государственных ассигнований, поэтому выступать в роли бюджетного Деда Мороза и приятно и политически выгодно. Кстати, эксперты отмечают, что при нынешней системе бюджетного планирования аналогичная «материализация денег и раздача слонов» ожидают нас и в конце следующего года.
Так, член Совета Федерации Евгений Бушмин подчеркивает, что при рассмотрении бюджета 2006 г. правительство и народные избранники наступают на прошлогодние грабли. Во всех расчетах закладываются заниженные цены на нефть, которые неизбежно приведут к перевыполнению плановых показателей по доходам бюджета и, как следствие, к необходимости пересмотра расходных параметров.
В этом году Госдума дважды пересматривала расходную часть бюджета, причем последний раз совсем недавно — 12 октября, когда правительство предложило распределить 143 млрд руб. на финансовую помощь регионам, компенсацию подорожания горюче-смазочных материалов и другие нужды.
К сведению
Свыше 4 млрд руб. будут направлены на увеличение оплаты труда фельдшеров и медсестер фельдшерскоакушерских пунктов районного уровня, врачей и медсестер скорой медицинской помощи.
На закупку новых автобусов для сельских школ выделено свыше 1 млрд руб.; учебного оборудования и наглядных пособий — 2,3 млрд.
На строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в регионах запланированы ассигнования в объеме 2 млрд руб.
3,6 млрд руб. надбавок за научные степени выплатят в следующем году кандидатам и докторам наук, преподающим в российских вузах.
Парламентарии решили также поддержать производителей сельхозпродукции на сумму 5 млрд руб.
Цена нефти, заложенная в бюджет следующего года(40 дол. за баррель), уже сегодня значительно ниже реальных биржевых показателей, а тенденция ее роста пока не ослабевает.
Между тем профицит консолидированного бюджета страны в размере 60 млрд руб. многие эксперты считают иллюзорным и сравнивают со средней температурой по госпиталю. При нынешней системе налогообложения, за исключением 5—6 субъектов Федерации, которые получают 5% от НДПИ, большинство регионов являются реципиентами. Даже Москва (!) последнее время имеет дефицитный бюджет.
А дефицитность большинства региональных бюджетов, ставшая закономерным следствием перераспределения налоговых платежей между центром и субъектами Федерации, в свою очередь, приводит к другой проблеме. Многие регионы для сокращения дефицита своего бюджета просто вычеркивают из расходной части социальные затраты и таким образом выходят из положения.
В качестве примера можно привести реализацию знаменитого Закона № 122-ФЗ, по которому часть полномочий (читай — расходов) передана регионам. В результате в одних областях ветераны получают по 400 руб., а в других — только120. Причем совершенно отсутствует привязка к местным условиям, например климатическим особенностям.
Стоимость необходимого набора товаров и услуг различается по регионам, по некоторым оценкам, в 8 (!) раз. Эту разницу просто необходимо учитывать при определении зарплат бюджетников, пенсий и выплат ветеранам.
Так что при бюджетном планировании нужно использовать объективные нормативы социальных затрат. Проще, конечно, верстать псевдопрофицитные бюджеты, а после красивым жестом раздавать подарки к Новому году.
По расчетам Минфина
5 трлн 46 млрд 137,5 млн руб. составят доходы бюджета-2006;
4 трлн 270 млрд 114,7 млн руб. равняются расходы;
40 дол./баррель — среднегодовая прогнозная цена нефти марки Urals;
27 дол./баррель — цена отсечения в Стабилизационный фонд;
7—8% не превысит инфляция в следующем году;
28,6 руб. за 1 дол. составит расчетный курс рубля.