Уже полтора месяца по Закону «О кредитных историях» банки совместно с выбранными бюро кредитных историй должны работать над созданием информационной базы. Однако, как выясняется на практике, Закон нуждается в «тонкой настройке». Обсуждая ее аспекты за «круглым столом» «Бюро кредитных историй (БКИ): повышение эффективности работы банков», представители регулирующих структур — ФСФР и Банка России — обратились за помощью к участникам рынка.
По Закону БКИ должно быть включено в госреестр, только тогда оно имеет право работать на рынке. Однако регулирующее этот процесс Положение пока не утверждено. Между тем включение в систему кредитного бюро для активно кредитующего банка, ранее не работавшего с ним, занимает порядка 1,5—2 месяца. Чтобы «не опоздать», кредитные организации должны уже сейчас подыскивать себе БКИ в партнеры. А вот войдет ли оно в реестр, никто гарантий дать не может.
До 70% банков в регионах, по данным опросов, хотели бы обслуживаться в региональных кредитных бюро.
Кстати, проект Положения предусматривает, что заявление о внесении в реестр будет рассматриваться ФСФР в течение 15 рабочих дней. А перед подачей документов бюро должно еще получить лицензию Федеральной службы по техническому и экспортному контролю направо осуществления деятельности по защите конфиденциальной информации.
Сейчас, по словам руководителя Центрального каталога кредитных историй (ЦККИ) Банка России Бориса Воронина, заявку на включение в реестр подали уже 47 бюро. Чиновники уверены, что отказов не избежать. Будут происходить и исключения из реестра (правда, только по решению суда).
ФСФР вправе проводить первичный отбор только по двум критериям — финансовому положению учредителей кредитного бюро и их деловой репутации. Регулятору предстоит контролировать качество предоставляемых бюро услуг, точность и достоверность информации, передаваемой и предоставляемой БКИ, а также соблюдение прав всех участников информационного обмена. Однако порядок реализации этих функций еще нужно разрабатывать.
Закон несовершенен, но участники рынка сходятся во мнении, что одно то, что он есть и в принципе работоспособен, уже хорошо. А поправки не заставят себя ждать. Две из них недавно были приняты в первом чтении.
80% невозвратов кредитов приходится на профессиональных мошенников, что значительно увеличивает расходы банков на проверку кредитоспособности заемщиков.
Так, в Закон добавляется норма, обязывающая кредитную организацию спрашивать согласие заемщика на передачу информации о нем. Другой поправкой вводится обязательство кредитора по размещению с согласия заемщика «исторической» информации о кредитах, выданных до вступления Закона в силу.
Однако помимо этих поправок нужна проработка технических деталей. А то ведь что получается? ФСФР нацелена следить за качеством системы услуг и защитой информации. Закон, поправки к нему и нормативные акты не касаются технической процедуры взаимодействия кредитных бюро и банков, а также разработчиков IT-систем. Банкам же нужно как минимум совместить свою автоматизированную систему с АС БКИ. Так что вопросов здесь немало, причем связанных и с нормами Закона. Например, банкирам не ясно, как работать с кодом доступа к досье субъекта кредитной истории. Есть мнение, что его использование делает работу кредитного бюро практически невозможной. Такая постановка вопроса стала для представителя законодателя откровением.
Мировой опыт показывает, что работа кредитных бюро снижает количество не возвратов с 5—7% до 1,5.
С учетом положений Закона и указаний Банка России переходный период, в течение которого банки должны привести свою деятельность в полное соответствие с этими документами, истекает 1 марта 2006 г. Что касается ЦККИ, то, по заверениям Б. Воронина, технологически он уже создан. Правда, пока не функционирует в полном объеме, поскольку еще нет и бюро, с которыми он должен работать.
Тем временем Центробанк уже выпустил три указания по регулированию взаимодействия банков и ЦККИ и намерен разместить на сайте и технические документы. Они позволят создать банкам интерфейсы (каналы связи) для взаимодействия с Центральным каталогом в автоматическом режиме, не загружать персонал технической работой и предоставлять полезную для кредитных организаций информацию. Ожидается, что это будет занимать несколько секунд.
Будет ли такая четкость характерна для всей системы информационного обмена? Банки пока готовятся к реализации Закона. А в ЦБ от них ждут вопросов, которые помогут его «тонкой настройке».