Не всякий руководитель рискнет отказаться от директивного плана развития компании, от идеи наказания сотрудников, их увольнения, в общем, от всего того, что подразумевает традиционный менеджмент. Но есть и такие, кто не побоялся поставить все с ног на голову. И не жалеют об этом. В прошлом эксперимент, теперь альтернативный менеджмент — для них основная модель управления компанией.
Хорошо известно, что в системе традиционного управления ради прибыли на карту ставится все. В основе альтернативного лежит постоянное совершенствование всех процессов, а прибыль служит следствием вовлеченности всего персонала в качественную работу. В новом менеджменте план не рассматривается как директивный, считается, что в погоне за рублем снижается качество производимых товаров и оказываемых услуг.
Существует огромная разница в подходах двух систем и к партнерам, например поставщикам. Если в традиционном отбор делается на основе цены (чем она ниже, тем привлекательнее партнер), то в альтернативном на первый план выходят вопросы качества поставки, сроки выполнения заказа, если хотите, партнерство на всю жизнь. На первый взгляд новая модель управления оторвана от реальности и «попахивает» несвойственным бизнесу альтруизмом. Однако, как показывает опыт управления не только зарубежными, но и некоторыми отечественными компаниями, такой подход не имеет альтернативы в долгосрочной перспективе.
Одним из важных направлений развития альтернативного менеджмента считается преодоление архетипов. Как правило, в случае невыполнения плана менеджер ищет крайнего и не может признать, что виновата в этом существующая система, а не сотрудники.
Под системой понимается совокупность распоряжений, инструкций, положений, а роль людей сводится к безоговорочному выполнению предписаний системы. Альтернативный менеджмент признает иной подход к управлению. В его основе лежит формула доктора Деминга — «98/2»,то есть действия человека на 98% обусловлены системой, в которой он работает, и лишь на 2% зависят от него самого.
В нынешней системе управления считается, что сотрудник так и норовит что-нибудь своровать, кого-то обмануть, а главная задача руководителя — поймать его за руку. В новом менеджменте наказания бессмысленны, потому что таким способом менеджер в лучшем случае может устранить только 2% причин, которые так или иначе связаны с личностными качествами работника, например с ленью, неисполнительностью. А остальные 98%проблем так и остаются нетронутыми.
В отличие от традиционного менеджмента, наказывающего за просчеты, альтернативный признает право на ошибку. Логика в таком подходе, безусловно, есть: не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Самое сильное оружие менеджера в традиционной системе управления —увольнение сотрудника, тогда как в некоторых странах, например в Японии, придерживаются принципа пожизненного найма.