На парламентских слушаниях, посвященных авиапрому, депутаты вслед за Кабинетом министров обсудили Стратегию развития отрасли. Документ признан несомненным успехом правительства, но при этом он не дает однозначного представления ни об алгоритме участия государства, ни о конкретных целях и объемах бюджетных ассигнований.
В рекомендациях парламентских слушаний депутаты отметили, что такая «туманность» Стратегии возникла в результате столкновения и лоббирования множества несовместимых корпоративных интересов. По мнению народных избранников, одобренную правительством Стратегию можно использовать лишь как рабочий вариант на краткосрочную перспективу, обеспечив ее параллельное доведение до уровня стратегического долгосрочного документа.
По всей вероятности, чиновники пока не решаются открыто объявить конкретные модели самолетов и соответственно предприятия, которые получат государственное финансирование.
Авиапрому, так же как и ОПК, предстоит болезненная реструктуризация, в ходе которой лишатся государственного финансирования очень многие заводы, большая часть которых просто не выживет без бюджетных ассигнований.
Но, несмотря на невнятность и скупость формулировок Стратегии, из текста этого документа все-таки можно сделать ряд выводов.
В среднесрочной перспективе государственную поддержку получит так называемый переходный продукт — ближне- и среднемагистральный самолет МС-21, представляющий собой совместный проект ОАО «ЯК» и ОАО «ИЛ». Другим «счастливчиком» стал региональный самолет RRJ, разрабатываемый ЗАО «ГС Сухой» совместно с «Боингом».
Но самой туманной частью Стратегии стал раздел, посвященный созданию «прорывного продукта», который по своим характеристикам на20—25% должен превзойти показатели современных летательных аппаратов.
В документе сказано, что участники перспективных международных проектов дальнемагистральных самолетов, таких, например, как «Боинг-787» и «Эрбас-380»,уже определены, и там нас никто не ждет.
В то же время Стратегия отмечает, что наша страна в будущем может выступить в качестве системного интегратора (читай — производителя финальной продукции)самолета нового поколения. При этом не указывается, какая модель имеется в виду.
Ответ можно найти в другом документе, подготовленном Минпромэнерго, —Концепции создания Объединенной авиастроительной компании (ОАК), которая будет заниматься конкретной реализацией проектов в самолетостроении.
Здесь предусматривается разработка «прорыв ногопродукта» с учетом прежде всего заделов по проектам RRJ и МС-21. Фактически это означает уход нашей страны в перспективе с рынка дальнемагистральных самолетов, которые сегодня представлены моделями «Ил-96» и «Ту-204».
Депутаты Госдумы предложили правительству доработать Стратегию и вынести ее утверждение на уровень Федерального Собрания. Что ж, общенациональную проблему нужно и решать на самом высоком уровне.