До конца 2005 г. планируется принять поправки в Федеральный закон «Об акционерных обществах», упрощающие процедуру первичного размещения ценных бумаг на российском рынке. Эмитенты и акционеры давно ожидали его появления — слишком много шероховатостей содержат действующие нормативные акты.
Что же меняет законопроект?
Он уточняет порядок осуществления преимущественного права.
Как и прежде, акционеры обязаны будут прилагать к заявлению документ об оплате акций. Однако цена конкретного выпуска может определяться после окончания срока действия преимущественного права (минимальный срок —20 дней). Это позволит сформировать цену размещения по результатам сбора предложений о приобретении и приблизить срок сбора заявлений к обычному для первоначального публичного размещения.
При этом акционеры:
✔ не лишаются преимуществ в приобретении акций по сравнению с иными инвесторами и сохраняют свою«скидку» в 10%;
✔ получают возможность приобрести ценные бумаги на равных с остальными инвесторами условиях оплаты.
Чтобы обеспечить их интересы, законопроект предусматривает минимальный срок оплаты — пять дней с момента раскрытия информации о цене размещения.
Когда ценные бумаги поступают в публичное обращение на фондовой бирже, инвесторы заинтересованы, чтобы обращение началось в кратчайшие сроки после размещения. Но эту процедуру тормозит регистрация отчета об итогах выпуска, предусмотренная ФЗ «О рынке ценных бумаг» (до регистрации отчета обращение запрещено). Срок регистрации — 14 дней, но он может быть продлен для проведения проверок. Отказ в регистрации приводит к признанию выпуска несостоявшимся.
Если в первоначальном публичном размещении будут участвовать брокер и фондовая биржа, можно отказаться от надзора ФСФР и аннулирования госрегистрации выпуска в административном порядке.
Регистрационный порядок предлагается заменить на уведомительный.
Законопроект предусматривает, что в случае допуска к листингу ценных бумаг, размещенных при посредничестве брокера, эмитенты освобождаются от регистрации отчета об итогах. Вместо него в регистрирующий орган направляется уведомление. В этом случае запрет на обращение ценных бумаг действует до представления уведомления о листинге. Срок исковой давности об оспаривании эмиссии исчисляется с даты раскрытия информации о представлении уведомления.
Поправки обязуют ФСФР вести Государственный реестр эмиссионных ценных бумаг.
Изменения в устав вносятся по результатам размещения дополнительных акций на основании выписки из реестра.
Ряд изменений коснется защиты интересов инвесторов при размещении акций.
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» предлагается дополнить требованием о раскрытии в проспекте эмиссии информации о вознаграждениях профучастников, оказывающих услуги по размещению.
Планируется также, что эмитент сможет выбирать инвесторов среди подавших предложения о приобретении ценных бумаг.
Это позволяет АО, осуществляющему первоначальное публичное предложение, влиять на структуру акционеров и при этом (в сочетании с правилом о рыночной стоимости размещения ценных бумаг) не дискриминировать участников, предложивших лучшую цену.
В законопроекте чиновники учли российский и зарубежный опыт размещения ценных бумаг и обещают, что предусмотренный подход будет стимулировать не только привлечение инвестиций в российские акционерные общества, но и выход ценных бумаг эмитентов на фондовые биржи.