В редакции «Ваш партнер — консультант» прошла «горячая линия» на тему «Налог на прибыль». На вопросы читателей ответил советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Константин Викторович Новоселов.
Наши работники часто ездят в командировки. В авансовых отчетах к их железнодорожным билетам прикладываются полисы добровольного страхования пассажиров. Входят ли они в расходы?
(г. Санкт-Петербург)
Да, расходы по оплате добровольного страхования учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, но только не как прочие расходы, а как расходы по добровольному страхованию пост. 263 Налогового кодекса.
Здравствуйте, Константин Викторович! У нас было единственное обособленное подразделение,30 сентября 2004 года оно ликвидировано. При сдаче годовой декларации по налогу на прибыль за 2004 год нужно ли нам заполнять приложения № 5 и 5а к листу 02 декларации?
Да, приложение № 5 к листу 02 декларации вы заполняете. Но при этом должны учесть, что налоговая база поэтому подразделению на конец налогового периода, то есть на 31 декабря, отсутствует. Иначе говоря, у вас поэтому подразделению за 9 месяцев 2004 года все расчеты произведены. Приложение № 5а к листу 02 декларации поэтому подразделению за 2004 год вы не сдаете, но в расчете за год в целом по организации оно присутствует, хотя и с нулевой суммой налога.
Так что, какая была по нему налоговая база за 9 месяцев, такая и остается (при условии что за год прибыль у вас больше прибыли за 9 месяцев). Поскольку подразделение было всего одно, то фактически по году налог вы уплачиваете только по головной организации.
Добрый день. За 9 месяцев 2004 года по налогу на прибыль у нас был убыток. Сейчас по году у насесть прибыль. Авансовые платежи мы в IV квартале не платили. Аналогичная ситуация у нас и по прошлому году. Нужно ли платить в I квартале 2005 года ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль? (г. Москва)
Нет, в данном случае авансовые платежи ни в IV квартале 2004 года, ни в I квартале 2005 года не уплачиваются. Базой для начисления авансовых платежей на данные периоды является полученная сумма налога за III квартал, которая рассчитывается как разница между суммами налога из декларации за 9 месяцев и I полугодие (п. 2 ст. 286НК РФ).
— Я хотела бы уточнить: в I квартале 2005 года мы тоже не должны платить авансовые платежи, несмотря на то что по году получена прибыль?
— Совершенно верно. Авансовые платежи I квартала суммарно равны авансовым платежам IV квартала предыдущего года согласно п. 2 ст. 286 НК РФ. То есть фактически сумма налога III квартала равна авансовым платежам IV квартала и равна авансовым платежам I квартала следующего года. Поскольку авансовые платежи в IV квартале вы не должны были платить, не платите их и в I квартале 2005 года.
— Спасибо.
Меня интересует, как применять п. 3 ст. 286 НК РФ по тем организациям, которые обязаны платить ежемесячные авансовые платежи? Если у нас по итогам 2004 года выручка составила 3 млн рублей, должны ли мы платить ежемесячные авансовые платежи? (г. Пенза)
Хочу задать встречный вопрос: у вас это общая сумма выручки за год или за квартал?
— Это у нас в среднем. Но мы хотим уточнить, должны ли платить авансовые платежи в I квартале 2005 года?
— Вы правильно рассуждаете насчет четырех кварталов, но только немного ошиблись с периодом. Для того чтобы решить, должны вы платить или нет ежемесячные авансовые платежи в I квартале 2005 года, вам необходимо взять сумму выручки за IV квартал 2003 года и 9 месяцев 2004 года.
— Тогда у нас получается 4,5 млн рублей.
— Полученный результат делите на 4 и получаете сумму выручки в среднем за квартал 1,125 млн рублей, что меньше установленного предела (он составляет 3 млн руб.на основании п. 3 ст. 286 НК РФ). Следовательно, авансовые платежи в I квартале 2005 года вы уплачивать недолжны.
— А при подсчете только выручка от реализации берется?
— Да, но только поправлю вас: доходы от реализации согласно ст. 249 Налогового кодекса. Но будьте внимательны: сюда же попадает, например, выручка от реализации ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на рынке ценных бумаг. А это уже листы 05, 06, 07 декларации, а не только лист 02, как думают многие.
Как вы относитесь к включению в расходы мыломоющих средств, предметов санитарной гигиены? (г. Москва)
Согласно ст. 209 и 212 Трудового кодекса обязанностью работодателя наряду с другими обязанностями является осуществление санитарно-бытовых, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий в соответствии с требованиями охраны труда. Однако в первую очередь это должно быть экономически обосновано. В данном случае обоснованность расходов прежде всего вытекает из вашей обязанности их осуществлять.
— Мы арендуем помещение и сами покупаем в туалетные комнаты данные средства…
— Здесь уже нужно смотреть, какие помещения вы арендуете и кто обязан содержать площади общего пользования. По строительным нормам и правилам (СНиП) уборные, душевые и умывальные относятся к санитарно-бытовым помещениям организации, которые работодателю предписывается содержать в надлежащем состоянии. Следовательно, можно сделать вывод, что расходы по приобретению таких средств, как туалетная бумага, мыло, порошки и т. д., могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в качестве затрат по содержанию указанных выше помещений.
— У нас только аренда комнаты под офис…
— Значит, эти расходы скорее всего (если условиями договора не оговорено иное) должна нести не ваша организация — арендатор, а ваш арендодатель. А вы в качестве арендных (или коммунальных) платежей будете возмещать вашу долю расходов по содержанию таких помещений.
Добрый день. У нашей организации ошибочно былине уплачены авансовые платежи по налогу на прибыль за октябрь, ноябрь и декабрь 2002 года, то есть за тот год, когда была введена глава 25 НК РФ. Носам налог за 12 месяцев был уплачен в полном объеме и вовремя. Обязаны ли мы уплатить пени с учетом соответствующего решения Пленума ВАС РФ? (г. Москва)
По всей видимости, речь идет о Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5. Какие суммы авансовых платежей у вас были заявлены на IV квартал 2002 года и перекрыты ли они полученной прибылью?
— Ситуация такая: исходя из суммы налога, полученной за III квартал, мы должны были уплатить в IV квартале авансовые платежи в сумме 145 тыс. рублей. Но мы этого не сделали, а заплатили налог только по году.
— А по итогам года насколько у вас изменился налог по сравнению с периодом 9 месяцев?
— По году налог возрос только на 6,5 тыс. рублей.
— В этом случае вашей организации должны быть начислены пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей, но только исходя из 6,5 тыс. рублей(поделенные на 3 применительно к каждому месяцу), а не из 145 тыс. рублей. А вот если бы по году налог вырос по сравнению с 9 месяцами, предположим, на 170 тыс. рублей, то пени считались бы исходя из суммы 145 тыс. рублей. Эта ситуация разъяснена в Письме МНС России от08.02.2002 № ВГ-6-02/160.
Мы приходуем при выбытии основных средств запасные части от их разборки, демонтажа. Потом они используются для ремонта наших основных фондов. В декларации по налогу на прибыль облагаем доходную часть. Однако при осуществлении ремонта мы списываем эти материальные ценности по рыночной стоимости, как положено. Как следует оформить в расходной части эти материальные ценности? (г. Тула)
Никак. В целях налогообложения прибыли такое имущество не учитывается, потому что здесь отсутствуют расходы по его приобретению — главное условие ст. 254НК РФ. По данному вопросу не раз высказывались и Минфин России (Письмо от 27.08.2004 № 03-03-01-04/1/19), и МНС России (Письмо от 29.04.2004 № 02-5-10/33, согласованное с Минфином России).
Константин Викторович, скажите, однозначно ли решение по поводу того, что услуги вневедомственной охраны милиции не включаются в расходы? (г. Калуга)
Думаю, что окончательную точку здесь может поставить только ВАС РФ. Судебные органы должны четко разъяснить, как учитывать организациям в составе расходов средства, которые они перечисляют в качестве оплаты за услуги по охранной деятельности в виде средств целевого финансирования.
— А разве может быть иначе?
— Вся проблема-то и состоит в том, что Постановлением Президиума ВАС РФ от 21.10.2003 № 5953/03 средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел в качестве платы за услуги по охранной деятельности, признаны средствами целевого финансирования, которые налогом не облагаются. И признаны они таковыми фактически с 2002 года. А стоимость имущества, переданного в рамках целевого финансирования, не учитывается для целей налогообложения прибыли по п. 17 ст. 270 НК РФ.
— Но для нас это же расходы…
— Абсолютно с вами согласен. Но следует помнить, что налог берется или с одного, или с другого хозяйствующего субъекта. Тем не менее я думаю, что в ближайшее время ситуация должна разрешиться.
Освобождается ли организация, занимающаяся образовательной деятельностью на некоммерческой основе, от налога на прибыль? Мы обучаем курсантов на водителей. Они платят только за свое обучение. (Республика Мордовия)
Для вас это в чистом виде оказание услуг, которые облагаются налогом на прибыль. Если раньше образовательные учреждения, как правило, пользовались 100%ной льготой по налогу на прибыль, то с 2002 года, то есть с момента вступления в силу главы 25 НК РФ, все льготы(за исключением оговоренных) отменены, включая и эту льготу. Поэтому для вас, несмотря на то что вы являетесь некоммерческой организацией, плата за обучение должна рассматриваться как доходы от предпринимательской деятельности со всеми вытекающими налоговыми последствиями.
В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ перечень представительских расходов является закрытым. Мы используем при проведении переговоров бытовую технику и посуду. Можем ли мы амортизацию по этим основным средствам относить на представительские расходы? (г. Березники, Пермская обл.)
А у вас что, это имущество предназначено только для одноразового использования?
— Нет, но мы купили, например, микроволновую печь, холодильник, чайник…
— А почему вы хотите данные расходы учитывать как представительские расходы? Представительские расходы— это расходы по официальному приему или обслуживанию представителей других организаций. Вы же не выбрасываете чайник и холодильник после приемов? Здесь действует обычный порядок учета расходов по приобретению такого имущества.
— Но тогда налоговые органы могут сказать, что они используются не для производственных нужд.
— А вот здесь уже ваша задача, если вы учли данные расходы в уменьшение налоговой базы, доказать их экономическую обоснованность. И сделать это вас обязывает ст. 252 НК РФ. Обоснуйте экономически, для чего они вам нужны, а затем учитывайте, но только не в составе представительских, а в составе управленческих расходов. В перечень представительских расходов они не входят, так как он является закрытым.