Чем отличается вовлеченный сотрудник от пассивного работника, насколько он лучше трудится и стоит ли вообще уделять этому внимание? Безусловно, стоит. Существует прямая связь между вовлеченностью сотрудников и бизнес показателями компании. При современном развитии экономики выведение на рынок нового, даже экстраординарного продукта дает компании конкурентное преимущество не больше чем на 3—6 месяцев. А вовлеченные сотрудники на всех уровнях управления фирмы — стабильное конкурентное преимущество компании. Но сколько таких сотрудников реально есть в фирмах на сегодняшний день?
Весь персонал компании, по оценке Института Гэллапа, можно разделить на три группы:
✔вовлеченные — лояльны компании, привержены работе, выполняют свои обязанности хорошо (в США таких— 28%, Японии — 9, Франции — 12, России — 7%);
✔ невовлеченные — готовы сменить работу, если им предложат лучший вариант, выполняют свои обязанности удовлетворительно (как правило, в компании их более50%);
✔ активно невовлеченные — психологически деструктивны, собираются в группы, добиваются того, чтобы остальные разделяли их недовольство, выполняют свою работу плохо (в США таких — 17%, в Японии — 19, во Франции — 31, в России — 39%).
Однако дело не только в процентном соотношении. Например, во Франции трое невовлеченных сотрудников практически сводят на нет все сделанное одним вовлеченным работником. В такой ситуации говорить об активном развитии бизнеса, конечно, трудно.
Задайте правильный вопрос
Возможно, эти данные показались вам преувеличенными или не соответствующими действительности. А хотите узнать, насколько сотрудники вовлечены в дело компании?
Для этого даже не нужно проводить дорогостоящих исследований, достаточно уметь задавать правильные вопросы. Курт Кауфман, специалист по управлению персоналом, предлагает руководителям выяснить у своих сотрудников, насколько они удовлетворены своей работой и компанией, с помощью простой анкеты.
1. Я знаю, что от меня ожидают.
2. Я располагаю всем для выполнения моей работы.
3. У меня есть возможность ежедневно заниматься тем, что я умею лучше всего.
4. За последние семь дней меня похвалили за хорошую работу.
5. Мой руководитель проявляет заботу обо мне как о личности.
6. Здесь поощряют мой рост.
7. С моим мнением считаются.
8. Мои коллеги считают своим долгом работать хорошо.
9. Задачи, которые ставит перед собой компания, позволяют мне чувствовать мою работу важной.
10. В моей компании работает один из моих лучших друзей.
Если сотрудники согласны хотя бы с первыми шестью показателями, то вам не о чем беспокоиться — ваши работники вовлечены в дело компании всей душой.
Международные стандарты рекомендуют
Следует отметить, что сотрудники компании признаются одними из участников рыночных отношений Международными стандартами качества ИСО 9000:2000, которые включают раздел «Управление персоналом». Сейчас эту систему менеджмента качества внедряют продвинутые российские компании. Таким образом, к сторонам рыночных отношений относятся не только собственники, покупатели, но и персонал компаний.
Поэтому сотрудников нужно вовлекать в реализацию политики и целей предприятия. Необходимо оценивать удовлетворенность персонала. Это сложная работа. Но ведь выстраивание отношений с другими партнерами по бизнесу тоже требует немалых усилий, но руководителю компании приходится это делать.