Заседание правительства в первый день ноября было посвящено обсуждению, как выразился премьер Дмитрий Медведев, «проблемы безденежья» местного самоуправления. Федеральные власти поручили властям местным быстро начать богатеть и заканчивать с попрошайничеством.
Нехватка денег у местных властей мало интересовала федеральные власти примерно до лета 2012 г. Напротив, вся финансовая система страны выстроена таким образом, чтобы за каждой копейкой регионалам надо было идти на поклон в центр — это гарантировало нерушимость вертикали власти. Но денег стало катастрофически не хватать на исполнение обещаний власти. И Минфин вынужден искать, на чем бы сэкономить. И нашел изящное решение — переводить новые (да и не новые) траты на регионы. К примеру, на них взвалили фактическое дотирование РЖД (и электрички встали), на них же — повышение зарплат бюджетников (на это в большинстве регионов денег нет).
Жалобы с мест в центре привычно игнорировали. Но эксперты подсчитывали потери и перечисляли риски, которые эти потери несут. Кульминацией стал доклад рейтингового агентства Standard & Poor's. В нем ясно доказывалось, что в 2013 г. более половины российских регионов ждет дефолт, так как они не в состоянии будут исполнить все предвыборные социальные обещания Владимира Путина (всего на 5 трлн руб.). Эксперты S&P обратили еще внимание, что значительная часть новых социальных расходов должна лечь на плечи муниципалитетов (пенсионные и студенческие надбавки, льготы на проезд и т.д.). При таком раскладе под ударом оказывается большая часть населения России, и на это нельзя уже не обращать внимания — речь идет о самых лояльных власти выборщиках.
Собрали членов правительства на заседание. Д. Медведев сделал ряд ритуальных заклинаний, типа «правительство уже давно работает над увеличением доходной базы местных бюджетов».
Отметил, что сохраняется «хроническое безденежье местного самоуправления» (кто бы сомневался), и дал слово известному реформатору, губернатору Самарской области Николаю Меркушкину.
Избраннику от губернаторского корпуса было поручено высказать предложения по тому, как бы пополнить местные бюджеты. Задача ясная. Центр не способен более финансировать территории даже в прежнем убогом объеме. Надо искать источники доходов на местах. Сейчас, как недавно признали даже в «Единой России», местные налоги, составляющие основу формирования муниципальных бюджетов, дают всего 4% их доходов.
Что предложил губернатор Меркушкин?
Отругал 1990-е гг. Предложил срочно передать его области земли, которые несправедливо считаются сейчас федеральными и срочно восстановить районные отделения налоговой службы. Еще предложил внести изменения в систему сбора акцизов на алкогольную продукцию, оставив в местных бюджетах 20% налога (сейчас 60% этих сборов идет в федеральных бюджет, 40% — в региональный), и в законодательство, касающиеся возможности предоставления региональных субсидий муниципалитетам. Это даст возможность «региональному правительству стимулировать территории, которые эффективно работают и достигают определенных показателей социально-экономического развития» (то есть стать на региональном уровне примерно таким благодетелем, каким является Кремль с его Минфином в масштабах страны). Сказал, что надо передать больше полномочий муниципалитетам (чтобы, видимо, региональная власть требовала с них то же, что требует федеральная власть с региональной — больше денег собирать и тратить на исполнение обещаний вышестоящих начальников).
После выступления Н. Меркушкина перешли к сути.
Что предложил центр?
Два способа решения задачи. Во-первых, ввести патенты. «Один из основных источников — это введение патентной системы налогообложения», — сказал Д. Медведев. Во-вторых, ввести единый налог на недвижимость. Д. Медведев не уточнил, насколько дополнительные доходы снизят дефициты местных бюджетов. И объем дотаций из бюджета на выравнивание экономического положения муниципалитетов не был назван. Премьер лишь сказал: «Изыскивая дополнительные средства для муниципалитетов, нужно учитывать уровень развития каждого региона, сбалансировать бюджеты в целом и каждый отдельный бюджет в частности. Действовать нужно профессионально и осторожно». То есть ничего не сказал.
Пессимистом выступил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, дополнительные доходы для муниципальных бюджетов окажутся каплей в море. От патентов планируется выручать «1 млрд руб. ежегодно… от земли и недвижимости еще по 15 млрд руб.». Но прежде было подсчитано, что надо намного больше — 1 трлн руб.
Известна оценка Независимого института социальной политики: ситуация с местными бюджетами еще более тяжелая, чем с региональными. В 2011 г. дотационность консолидированного бюджета субъектов федерации составляла около 25%. Уровень дотационности городских бюджетов — 50%, бюджетов городских округов — 70%.
«Введение патентной системы налогообложения не решит проблему «хронического безденежья местного самоуправления, — считает директор региональных программ Института социальной политики (НИСП) Наталья Зубаревич. — Патенты — это налог на малый бизнес. А малый бизнес развит и активен далеко не во всех регионах, и больших денег с него не соберешь. Что же касается налога на недвижимость, то он может пополнить казну лишь крупных городов и городских округов, где недвижимость и земля в цене. Проблема в том, что земли в глубинке никому не нужны и ничего не стоят на рынке».
Многие эксперты уверены, что перечисленные на заседании правительства налоги не помогут слабым муниципалитетам. Улучшить финансовую ситуацию налог на прибыль и доходы физических лиц мог только в крупных городах, но на это не согласится Минфин, так как это означало бы ощутимую потерю денег федеральным бюджетом.
Ни в выступлении Н. Меркушкина, ни в речи Д. Медведева ни слова не было сказано про единственную известную человечеству возможность решения этой задачи — про свободу территорий и городов. Очевидно, что надо разрешить органам местного самоуправления (ОМСУ) учреждать самостоятельные целевые сборы для строительства школ, дорог — такая система хорошо известна, она используется на Западе повсеместно. Работает просто. Собирается сход (вече, парламент) и сами горожане решают, скидываться в виде налогов и сборов на строительство нового, скажем, моста, или нет. Но тогда им надо позволить и спорить с центром по поводу распределения налогов. Для этого применяются свободные выборы, и люди оценивают эффективность работы своего депутата в местном или центральном органе не по тому, как он умеет выбивать подачки из Москвы, а насколько способен отстаивать местные интересы. Однако признано, что такой путь нам не подходит, так как он ведет к распаду страны. Это, конечно, не так с научной точки зрения, но на обывательском эмоциональном уровне это не подвергается сомнению.