Американские рынки негативно восприняли известие о перевыборе президентом США Барака Хусейна Обамы. Фискальный (или бюджетный) обрыв грозит Штатам уже менее, чем через два месяца, мало надежд на то, что страна успеет отойти от края пропасти. Если же США туда рухнут, то больно будет больше Европе, Китаю, России и другим.
Сложившаяся после выборов комбинация — президента-демократа под присмотром республиканской палаты представителей — в предвыборных раскладах считалась наиболее опасной. Потому что, получив очередной мандат от избирателей, обе стороны власти еще крепче будут придерживаться своих прежних позиций по налогам и расходам, а ведь именно их глухое противостояние и привело государственные финансы США к нынешнему плачевному состоянию.
Конечно, есть и другая надежда: Обама и Джон Бенер, спикер палаты представителей и завзятый республиканец, возьмут да и договорятся по бюджетным вопросам, прежде всего по вопросу о сокращении дефицита, чего не удалось в июле прошлого года.
Под фискальным обрывом понимается автоматическое вступление в силу (или окончание действия) 1 января 2013 г. нескольких законодательных мер, ведущих, с одной стороны, к повышению налоговой нагрузки на американцев, а с другой — снижению расходов федерального бюджета. Взятые все вместе, эти меры приведут к улучшению состояния государственных финансов на общую сумму 600 млрд долл. На первый взгляд выглядит неплохо, но подавляющее большинство аналитиков считает, что приведет это улучшение к сползанию американской экономики, демонстрирующей весьма слабый (2% в хорошем случае) рост, в стагнацию или, хуже того, в рецессию.
Американскую экономику надо обязательно кормить деньгами, пишут аналитики Citi, то есть продолжать политику так называемого количественного смягчения, впрыскивания федеральных средств в экономику. Весьма возможно, предполагают они, что для этого Обаме придется сохранить на посту председателя Федеральной резервной системы Бена Бернанке, человека, который почти без колебаний расстается с гигантскими суммами. Разумеется, это ведет к ослаблению доллара, и неизвестно, продолжают аналитики Citi, каких бы низин сегодня достиг курс доллара к евро, если бы и сам евро не испытывал гигантских неприятностей.
Но для того чтобы продолжать количественное смягчение, необходимо решить еще один хронический американский вопрос, а именно в очередной раз поднять потолок государственного долга. Предыдущий раз, когда такое решение понадобилось — в начале августа, американские парламентарии смирились и не стали задирать администрацию Обамы, имея в виду, что с государственным долгом непременно придется что-то делать следующему президенту, даже если это опять будет Обама.
Схватка, таким образом, будет нешуточной. Хорошо уже то, пишут аналитики, что не придется ждать до инаугурации, как было бы, если бы Обама проиграл выборы, так что свои меры новый-старый президент может начать принимать хоть сейчас.
И еще одно — возможно, самое важное, как уверяет Гейб Гурвиц из организации «Третий путь», аналитического института центристской направленности: экзитполы показали, что шесть из десяти американцев готовы к повышению налоговой нагрузки, то есть Обаме будет проще исполнять свои планы.
Впрочем, есть и положительные данные. Например, безработица, в какой-то момент достигавшая 10%, сейчас снова ниже 8%. Безработица, говорят американские аналитики, едва ли не самая явная характеристика деятельности президента, и не было еще случая, чтобы при показателе 8% президент был бы переизбран.
Рынки негативно встретили новость о переизбрании Обамы. Индекс Standard & Poor's 500 впервые за последние два с половиной месяца опустился ниже психологически важного рубежа в 1400 пунктов. Повалилась цена на нефть — индикативный для российской нефти Urals североморский сорт Brent потерял целые 3% всего за одну сессию. Следом за нефтью попадали рубль и российский фондовый рынок.
Пессимизма добавила порция прогнозов, выданных Евросоюзом. Главная надежда еврозоны, немецкая экономика, будет тормозить. И прежний-то прогноз, 1,7% роста за год, был не очень, а нынешний — всего 0,8%, то есть идет стагнация. В целом Евросоюз ожидает рост в 0,1% — прогноз снижен сразу в десять раз!
Для российской экономики это плохо. Стагнация экономики и сдерживание расходов снижают спрос на сырье, которым только и живет страна.