Всероссийский союз страховщиков (ВСС) в конце октября утвердил Стратегию развития рынка страхования на период до 2020 г., разработанную международной консалтинговой компанией Oliver Wуman Financial Services. Предлагается вводить новые виды обязательного страхования и даровать страховщикам налоговые послабления.
Документ направлен в Правительство РФ, Минфин, ФСФР, другие заинтересованные органы исполнительной власти и общественные объединения — Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленную палату (ТПП), организации «ОПОРА России» и «Деловая Россия». Также текст Стратегии опубликован на сайте ВСС для общественного ознакомления, и руководство объединения призывает всех заинтересованных лиц принять участие в открытом обсуждении «базового для страхового рынка документа на ближайшие семь лет».
По мнению разработчиков Стратегии, реализация ее на практике приведет к прорыву на рынке страхования — от рынка объемом 665 млрд руб. (23 млрд долл. США) и уровнем проникновения страхования в 1,22% (без учета ОМС) от ВВП по итогам 2011 г. к рынку с уровнем проникновения в 4—5% от ВВП к 2020 г. В отличие от сегодняшнего дня такой рынок страхования станет заметной частью финансовой системы страны.
По итогам 2011 г. общий объем рынка страхования в России составил 1271 млрд руб., из которых 606 млрд руб. пришлось на сегмент ОМС. Оставшиеся 665 млрд руб. разделились почти поровну между корпоративными и розничными видами страхования (соответственно 51,7% и 48,3%). По географическому признаку премии также примерно поровну распределились между Москвой (50,3%, включая Московскую область) и всей остальной Россией (49,7%). Без учета Московской области доля Москвы составила 47,1%. Средний темп прироста сбора премий за год в период 2007—2011 гг. в столице равнялся 10%, в регионах — 7%. При этом, несмотря на неоднократно высказанные намерения Минфина развивать сегмент добровольного страхования, быстрее росло обязательное страхование. За тот же период среднегодовой темп роста этих сегментов составил соответственно 7% и 13%. В розничном страховании доля обязательного страхования выросла с 24% в 2007 г. до 27% в 2011 г.
Средний размер премии на душу населения без учета ОМС увеличился с 2007 по 2011 г. с 3420 руб. до 4863 руб. С учетом ОМС премии на душу населения выросли с 5460 до 8950 руб. Общий уровень проникновения страхования в Москве был 3,1%, в Санкт-Петербурге — 2,3%, а в целом по России — 0,9%. Ниже всего уровень проникновения страхования оказался в Дальневосточном ФО — 0,5%.
Как отмечают разработчики Стратегии, при номинальном росте страхового рынка соотношение его объемов и объема ВВП страны за последние пять лет практически не изменилось и по итогам 2011 г. равнялось 2,33%. При этом в рисковом сегменте данный показатель даже снизился — с 1,46% в 2007 г. до 1,22% в 2011 г. Эти показатели оказались ниже ожидаемых. Рынок страхования по темпам роста отставал от темпов роста ВВП, и скорость прироста страховых премий скорее соотносилась с инфляцией. Разработчики Стратегии объясняют такой неуспех финансовым кризисом 2008 г., после которого рынок страхования (без учета ОМС) восстанавливался гораздо медленнее банковского сектора.
Количество страховых компаний на рынке устойчиво снижалось все предыдущие годы, в среднем на 9,3% в год — с 857 компаний в 2007 г. до 579 компаний в 2011 г. По итогам 1-го полугодия 2012 г. на рынке активно работает 490 компаний. Мелкие и средние региональные страховщики продолжают терять своих клиентов в пользу крупных федеральных компаний. В результате доля рынка, приходящаяся на топ-5, топ-10 и топ-20 страховщиков выросла с 2007 по 2011 г. соответственно с 34,8%, 47 и 60,5% до 42,6%, 60,9 и 74%. Эксперты уверены, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем.
Конкуренция на российском страховом рынке, обострение которой было вызвано экономическим кризисом 2008 г., приняла разрушительный характер. Основным оружием в борьбе за клиента стали ценовой демпинг и завышенные комиссионные агентам. Это привело к тому, что к концу 2009 г. розничное страхование стало убыточным. Склонность к пагубным инструментам конкурентной борьбы остается на рынке до настоящего времени, отмечают специалисты, как и низкий горизонт планирования.
Из мер, предлагаемых разработчиками Стратегии для стимулирования развития страхового рынка в России, стоит отметить следующие:
- стимулирование автострахования, в том числе благодаря устройству более четкой и прозрачной системы учета. Создание единой базы убытков по водителям, перевод розничного автострахования на цифровую систему обмена данными, использование других современных технологий («телематика»), постепенная либерализация тарифов ОСАГО, принятие соответствующих поправок в законодательство. Исключение пункта об обязательном страховании каско при покупке автомобиля в кредит. Обновление и жесткое соблюдение системы «бонус-малус»;
- обсуждение и возможное введение нескольких новых видов обязательного страхования из тех, что приняты в европейских странах, например, обязательное страхование ответственности работодателя. Переосмысление и определение роли государства на рынке страхования в качестве страховщика высшего уровня. Внесение соответствующих законодательных изменений;
- стимулирование развития рынка страхования жизни с помощью налоговых льгот и изменения правил инвестирования для страховщиков. Разрешение страховщикам участвовать в пенсионной системе. Создание гарантийного фонда. Внесение соответствующих изменений в налоговый кодекс и другие законодательные акты.
С полным текстом Стратегии можно ознакомиться по ссылке: http://всс.рф/assets/files/20121022%20RIMS%20whitepaper%20vsent.pdf