С 2013 г. отменены государственные дипломы при получении дополнительного бизнес-образования. В целом эксперты положительно оценивают это изменение, но часть бизнес-школ опасается недобора студентов.
Предлагаемая правительством России программа инновационного развития экономики в большой степени оказывает положительное влияние на развитие отечественного рынка бизнес-образования. В настоящее время более 150 образовательных учреждений предлагают МВА‑программы более чем в 20 городах. Несмотря на то что объем потребления услуг бизнес-образования в РФ сегодня значительно уступает европейскому, по данным кандидата экономических наук Елены Лидэ, он составит к 2016 г. 1,2—1,6 млрд долл. Этот образовательный участок «хотя и сложно поддается точной оценке, но является важным сегментом рынка образования страны», считает Василий Боганцев, менеджер по работе с клиентами компании Begin Group.
Зачем нужно МВА и сколько оно стоит
Если в начале карьерного роста молодому специалисту вполне достаточно полученных в вузе знаний, то по прошествии некоторого времени круг его профессиональных обязанностей расширяется. Их выполнение требует дополнительных знаний и навыков. В этот момент вчерашние выпускники вузов обращаются к программам бизнес-школ, занимающихся МВА-обучением.
Если классическая институтская или университетская программа представляет собой преимущественно набор теоретических знаний, то в бизнес- школах основной упор делается на решение практических задач. Зачастую в них преподаватели лишь исполняют роль наблюдателей, предоставляя студентам играть главную роль.
Участники рынка по-разному оценивают роль МВА в современном бизнес-процессе. Одни определяют МВА-обучение курсами повышения квалификации в той или иной профессии. Другие, не соглашаясь, называют МВА новой современной профессией в области построения и управления бизнесом.
В отличие от западного российское бизнес-образование имеет недолгую историю. Впервые понятие МВА появилось в России в середине 1990-х гг., когда наряду с первыми выпускниками школ появилась надпись в дипломах «мастер делового администрирования».
МВА-обучение в короткие сроки приобрело популярность у слушателей. Это связано прежде всего с тем, что в новой российской экономике большинство топ-менеджеров заняли руководящие места в компаниях, не обладая специальными знаниями. Поэтому дефицит квалифицированных в этой области специалистов образовался к началу 2000-х гг.
В отличие от зарубежных учебных заведений требования к абитуриентам в российских МВА-школах невысоки. Поступающим необходимо лишь пройти собеседование, написать эссе и предъявить рекомендательное письмо. Обучение длится около трех лет, стоимость его составляет от 3000 до 10 000 долл.
Стоит ли игра свеч
Сотрудники исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru представили «ЭЖ» результаты исследования отечественного бизнес-образования, проведенного им совместно с Российской лигой МВА.
По его результатам выяснилось, что в среднем 39% выпускников МВА продвинулись по карьерной лестнице в течение 2—5 лет после завершения бизнес-образования. Среди специалистов и менеджеров среднего звена подобные цифры составляют 76 и 61% соответственно.
При этом «те, кому удалось продвинуться по карьерной лестнице, увеличили свой доход за два года после окончания МВА в 1,5 раза, что в равной степени коснулось менеджеров среднего и высшего звена. Среди тех, кто остался на прежних позициях, наблюдается различие: топ-менеджеры смогли увеличить свой доход в 1,5 раза, менеджеры среднего звена — на 30%», говорится в докладе.
Подавляющее число слушателей бизнес-школ (78%) приняли решение получить диплом МВА, работая менеджером среднего или высшего звена, и лишь 18% поступили в школы, работая линейными специалистами. Оставшиеся 4% приходятся на владельцев бизнеса.
Половина поступивших в школы сделала это с целью карьерного роста, 45% считали, что подобное образование поможет им в решении задач на своих должностях, оставшиеся 5% считают, что полученные знания помогут им в деле становления собственного бизнеса.
Интересно, что, по данным исследования, «желающих открыть свой бизнес среди менеджеров среднего звена в три раза больше, чем среди топ-менеджеров».
Основная причина этого кроется в сложности перехода из менеджеров среднего звена в категорию руководителей компании. «Действующий топ-менеджемент компаний, как правило, не стремится пополнять свои ряды за счет молодых, полных амбиций, хотя и обученных специалистов. И тем в стремлении самореализации приходится искать новые ниши, открывая собственный бизнес», — считает Вадим Сверчинский, к.э.н.
Молодые специалисты платят сами, за тех, кто постарше, — работодатели
«Подавляющее большинство выпускников МВА (84%) оплачивало бизнес-образование самостоятельно, 10% обучались за счет компании, еще 6% разделили расходы с работодателем»,— говорится в исследовании.
Учащиеся в возрасте до 40 лет, как правило, сами оплачивают бизнес-образование. В то же время за сотрудников старшего возраста чаще платит работодатель.
Эта тенденция, по мнению экспертов портала Superjob.ru, никак не связана с занимаемой должностью учащихся, а лишь с возрастом сотрудника.
Дело в том, что молодые специалисты чаще сами заинтересованы в получении диплома МВА, чтобы ускорить карьерный рост. В случае с более взрослыми и опытными специалистами инициатором получения сотрудником бизнес-образования, как правило, выступает работодатель. С одной стороны, он готов опираться на сотрудников, имеющих большой опыт работы, с другой — понимает, что для успешного ведения бизнеса необходимо постоянно оглядываться на современные формы бизнес-процессов.
При этом зачастую работодатель больше готов вкладывать деньги в развитие сотрудников старшего возраста, чем в молодых специалистов еще по одной причине. Такие вложения, как правило, подразумевают меньшие риски, потому что амбиции у молодого сотрудника, как правило, высокие, и, получив диплом МВА, он может в любой момент уйти к конкуренту.
Женщины чаще мужчин получают степень MBA в возрасте до 30 лет (36% против 21% соответственно). Это может быть связано с тем, что женщинам обычно требуется прилагать больше усилий, чтобы занять должность на уровне высшего руководства, — им нужны серьезные доказательства своей готовности заниматься такой работой, и диплом о бизнес-образовании становится одним из них. Кроме того, женщины понимают, что в какой-то момент помимо карьеры их время и силы будут требоваться семье, поэтому думать о профессиональном развитии им приходится раньше, чем мужчинам.
Государство ушло с рынка, что дальше?
Принятые в октябре 2012 г. поправки к Закону об образовании запретили выдавать с 1 января 2013 г. дипломы государственного образца в области дополнительного бизнес-образования. Отныне после окончания срока действия государственной аккредитации бизнес-школа будет выдавать собственный диплом негосударственного образца на основании общественной аккредитации. Аналитики российского рынка бизнес-образования в целом положительно оценивают нововведения, считая, что они избавят учебные заведения от пришедших исключительно за «корочкой». Часть из них при этом не отрицает возникновения на рынке школ-однодневок.
Еще одна проблема, с которой могут столкнуться бизнес-школы после введения новых правил на рынке, — это недобор учеников. Невозможность получения диплома государственного образца привела к тому, что учебным заведениям отныне придется конкурировать силой бренда, ценой и, главное, качеством обучения.
В бизнес-школах боятся недоборов. Конечно, большинство учеников во всеуслышание заявляют, что они приходят в учебное заведение за знаниями, но не скрывают при этом необходимость получения государственной «корочки». Таких, по оценке В. Сверчинского, не менее 15—20%.
«Тем не менее снятие государственного контроля за качеством бизнес-образования вряд ли сможет изменить в худшую сторону положение на рынке сильнейших школ. Им в некоторой степени станет легче, и они надеются на новых студентов, пришедших в учебные классы исключительно за знаниями, а не за заветным дипломом. Преподаватели этих школ в свою очередь будут обладать большей свободой при выборе учебных программ, ведь они знают свой предмет намного лучше, чем чиновники, курирующие бизнес-образование», — считает В. Сверчинский.
Лучшие из лучших
В результате опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, выяснилось, что самой известной среди топ-менеджеров школой MBA является МИРБИС — ее упомянули 30% респондентов, согласившихся назвать известные им российские школы MBA. На втором месте по известности — Высшая школа экономики (21%), третье место поделили РАНХиГС и Moscow Business School (16%).Кроме того, в числе лучших бизнес-школ были названы ИБДА РАНХиГС, ВШМБ РАНХиГС, МШУ «Сколково», ГУУ, Стокгольмская школа экономики, РЭУ им. Г.В. Плеханова, ЛИНК, Высшая школа менеджмента СПбГУ.
Стоит отметить, что большинство топ-менеджеров не выделяют школы бизнеса, входящие в состав крупных государственных вузов (ГУУ, МГУ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, РЭУ им. Г.В. Плеханова) на правах факультетов. Это говорит о том, что преодолеть сильный материнский бренд и стать узнаваемыми смогли единицы, другие же сознательно отказались от строительства собственного бренда в пользу работы под брендом материнского вуза. Последнее иллюстрирует тот факт, что привязка к государственному вузу для многих бизнес-школ является ключевым фактором успеха.
Очевидно, что часть известных бизнес-школ не попала в список лучших, составленный на основе опроса менеджеров. В то же время в списке лучших бизнес-школ оказались и такие, которые трудно отнести к самым известным. Это еще раз подтверждает тот факт, что известность бизнес-школы не всегда отражает качество предлагаемых ею образовательных услуг.