Минэкономразвития России разработало порядок проведения ОРВ для федеральных министерств и ведомств. Предполагается, что самостоятельно оценивать влияние своих инициатив на работу бизнеса органы власти начнут уже с 1 июля 2013 г.
Почти два года оценкой регулирующего воздействия занимался Департамент ОРВ Минэкономразвития России. Но уже в будущем году ОРВ должны будут проводить самими регуляторы. Для них и разработан проект порядка проведения ОРВ.
Площадка для лоббистов
Для обсуждения регуляторных инициатив министерств и ведомств планируется использовать сайт www.regulation.gov.ru (далее — сайт). На нем будут размещаться тексты проектов нормативных правовых актов (НПА), отзывы на них и заключения об ОРВ.
Как уверяют авторы проекта, посетителям сайта будут видны все отзывы на проекты НПА и комментарии к ним. «Забанят» только отзывы, содержащие ненормативную лексику, при этом с обязательным указанием причины, по которой они были скрыты. Выступить в популярном интернет-жанре «полива грязью» на сайте также не удастся: отзыв на проект НПА может оставить любой прошедший регистрацию и лишь один раз. Так что заинтересованным в качестве разрабатываемого НПА высказываться нужно аргументированно и емко. В дальнейшем активные комментаторы, зарекомендовавшие себя на сайте как эксперты в какой-то области, будут привлекаться к работе над НПА в статусе лоббистов (в позитивной коннотации этого слова).
Уведомление о задумках
Согласно проекту процедура ОРВ должна будет запускаться разработчиками проектов НПА сразу же после принятия решения об их подготовке. Через сайт они проинформируют общественность о начале подготовки проекта НПА, параллельно направив уведомления об этом в другие заинтересованные органы власти и общественные организации. Инициатива разработки проекта НПА должна быть обоснована описанием проблемы, на решение которой она направлена, цели регулирования и срока (не менее 15 календарных дней), в течение которого разработчиком принимаются предложения.
Разработчики будут обязаны рассмотреть все поступившие в срок предложения и отразить их на сайте в отчете.
Мнения учитываются
В случае принятия решения о подготовке НПА на сайте кроме его текста должен появиться сводный отчет о проведении ОРВ по форме, установленной Минэкономразвития России, включающий собственную экспертизу разработчика, результаты, полученные на сайте, и расчеты, обоснования и прогнозы последствий реализации предлагаемых решений. Публичное обсуждение, следующее после размещения проекта НПА, должно затронуть в том числе и эти сопровождающие материалы.
После окончания публичных консультаций разработчик НПА должен подготовить сводку поступивших предложений с пояснениями: какие из них отклонены и по какой причине.
Надзор за регуляторами
По результатам обсуждения разработчик дорабатывает проект НПА и сводный отчет, в который включаются дополнительные материалы по публичному обсуждению самого проекта НПА, а также сведения о соблюдении процедур и сроков проведения публичного обсуждения. Если в результате доработки проекта НПА в него будут внесены положения, повышающие степень его регулирующего воздействия, то его публичное обсуждение будет проводиться повторно.
Доработанный сводный отчет о проведении ОРВ размещается на сайте и направляется в Минэкономразвития России, которое будет играть роль ментора для разработчиков. В его задачи будет входить подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия, в которых оно будет оценивать полноту и объективность проведенной разработчиком экспертизы и высказывать мнение об обоснованности тех или иных решений. В отношении проектов НПА с высокой и средней степенью воздействия Минэкономразвития России сможет проводить собственные публичные консультации в сроки, отведенные на подготовку заключения.
Если Минэкономразвития России придет к выводу о том, что разработчиком не соблюден порядок проведения ОРВ, то его вернут к невыполненным процедурам.
Налоговые ставки минус
Проектом предполагается процедуру ОРВ распространить на налоговое и таможенное законодательство. Это значит, что ОРВ будут подвержены не только проекты НПА, регулирующие отношения в области установления обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, оценке соответствия и безопасности процессов производства. Оценку будут проходить и НПА, регулирующие отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), включая отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля. Правда, к формулировке, описывающей налоговые правоотношения, у РСПП есть претензии. Крупный бизнес смущает, что термин «налоговый контроль» исключает ОРВ для всех актов, касающихся налогового администрирования. Однако, по мнению авторов проекта, в НК РФ нет словосочетания «налоговое администрирование», а вот словосочетание «налоговый контроль» вполне описывает все налоговое законодательство, за исключением налоговых ставок.