Малому бизнесу предстоит отчитываться по новым формам
Изменились формы баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства. Приказ Минфина России от 17.08.12 № 113н с соответствующими поправками в приказ Минфина России от 02.07.2012 № 66н вступил в силу 28 октября 2012 г.
Новая редакция документа дополнена следующим положением: «В случае если в бухгалтерскую отчетность отдельных категорий организаций (например, субъектов малого предпринимательства) включаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без их детализации), код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя».
Кроме того, баланс не будет содержать разделов, а составлять его потребуется лишь один раз в год — по состоянию на 31 декабря. Поэтому новые формы можно будет применять уже с отчетности за 2012 г.
Вступил в силу новый регламент по регистрации ККТ
Новый Административный регламент по регистрации контрольно-кассовой техники в ФНС России, утвержденный приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н, вступил в силу 7 октября 2012 г.
Согласно документу обратиться в территориальные налоговые органы для регистрации ККТ могут организации и индивидуальные предприниматели, которые ведут расчеты наличными деньгами и (или) с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, осуществляют деятельность по приему платежей физических лиц с использованием платежных терминалов и банкоматов.
Положения регламента не распространяются на кредитные организации, за исключением случаев, когда кредитная организация применяет платежный терминал или банкомат, осуществляющие прием средств наличного платежа, не являющиеся основными средствами этой кредитной организации и не принадлежащие только ей на праве собственности или в силу специфики своей конструкции либо особенностей своего места нахождения.
Кроме того, в новом регламенте приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых для оказания госуслуги по регистрации ККТ, а также прописаны основания для приостановления или отказа в предоставлении госуслуги. Отмечено, что налоговики не вправе отказать в приеме документов.
Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов теперь в новом формате
С 1 октября 2012 г. необходимо использовать новый формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российских налогоплательщиков, а также правил его контроля при приеме в налоговом органе (приказ ФНС России от 30.08.2012 № ММВ-7-6/583@).
Обновленная форма документа несильно отличается от предыдущей его версии, утвержденной приказом ФНС России от 01.02.2012 № ММВ-7-6/40@. В основном изменения касаются состава подписей лиц на заявлении. Теперь заявление должно быть подписано и руководителем (представителем) организации, и главным бухгалтером. В новом формате заявление должно содержать только одну подпись: или руководителя, или главного бухгалтера.
Кроме того, уточнена дополнительная информация к заполнению кода страны продавца и строк по акцизам.
При приеме заявления в налоговом органе будет обязательно осуществляться проверка файла заявления на соответствие XSD-схеме. В настоящее время такого требования нет. Также будет проверяться не просто наличие значений в соответствующих классификаторах (справочниках), а их актуальность.
Налоговики могут затребовать сведения о сотрудниках при проверке контрагента
Налоговики вправе затребовать сведения о сотрудниках контрагента проверяемого лица. Такая позиция изложена в письме Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246.
Финансисты рассмотрели ситуацию, когда налоговая инспекция затребовала у контрагента проверяемого лица штатное расписание и приказы о направлении работников контрагента в командировку в адрес проверяемого лица. Обосновали налоговики свое требование тем, что эти данные необходимы, чтобы выявить в штате контрагента сотрудников, которые могут оказывать услуги проверяемому лицу.
Минфин России ответил, что на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ налоговики вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию). Поскольку НК РФ конкретного перечня таких документов не содержит, к ним относятся любые документы.
Из этого можно сделать вывод, что финансисты считают возможным требовать у контрагентов проверяемого лица представления данных по отдельным сотрудникам.
Заметим, что суды в рассматриваемом вопросе встают на сторону налогоплательщиков и признают неправомерным требование налоговиков представить внутренние документы компании (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 № А56-59024/2009).
Подарок на день рождения клиента — только за свой счет
Подарки крупным клиентам нельзя учесть в расходах при расчете налога на прибыль, даже если дарение предусмотрено маркетинговой политикой компании. Такой вывод сделал Минфин России в письме от 08.10.2012 № 03-03-06/1/523, рассмотрев следующую ситуацию.
Для удержания крупных клиентов компания проводит комплекс мероприятий для формирования положительного имиджа, в частности, по значимым датам (дни рождения, профессиональные праздники) презентует своим клиентам алкоголь в подарочном оформлении или цветочные композиции. По мнению финансистов, налогоплательщик не вправе списать стоимость таких подарков в расходы.
Позиция Минфина России основывается на п. 6 ст. 270 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей.
Таким образом, дарение подарков является безвозмездной передачей имущества, следовательно, затраты на приобретение этих подарков не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Минфин разрешил списать расходы на покупку обогревателей
С наступлением холодов многие компании задумываются о необходимости приобретения обогревателей в офис. Минфин России сообщил, что налогоплательщик имеет полное право учесть стоимость покупки в расходах при расчете налога на прибыль, если данное оборудование будет использоваться для обеспечения нормальных условий труда работников (письмо от 03.10.2012 № 03-03-06/2/112).
Такой вывод финансистов следует из содержания ст. 22 и 163 ТК РФ, согласно которым работодатель обязан обеспечить своим сотрудникам безопасность и нормальные условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям.
При этом устройство и реконструкция отопительных и вентиляционных систем, тепловых и воздушных завес, а также установок кондиционирования воздуха в производственных и бытовых помещениях для создания теплового режима относится к мероприятиям по улучшению условий и охраны труда (п. 15 приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н).
В том случае, если приобретенные обогреватели признаются амортизируемым имуществом в соответствии со ст. 256 и 257 НК РФ, их стоимость включается в налоговую базу по налогу на прибыль через механизм амортизации.
В данном письме Минфин России также отметил, что налогоплательщик вправе списать расходы на укомплектование медицинских аптечек.
Каков порядок выставления счетов-фактур при оказании экспедиторских услуг
Налоговики внесли ясность в правила выставления счетов-фактур при оказании услуг транспортной экспедиции, в том числе приобретенных экспедитором у третьих лиц от своего имени и за счет клиента (письмо ФНС России от 03.10.2012 № ЕД-4-3/16555).
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).
В тех случаях, когда экспедитор организует перевозку груза за вознаграждение и заключает от своего имени договоры для оказания услуг, определенных в договоре транспортной экспедиции, в счете-фактуре по услуге экспедитора отражается только сумма его вознаграждения. Стоимость услуг, приобретаемых экспедитором от своего имени за счет клиента, указывать не нужно.
Что касается составления экспедиторами счетов-фактур по услугам третьих лиц, приобретаемым экспедитором от своего имени за счет клиента, то такие счета-фактуры, по мнению ФНС России, экспедитор может выставлять клиентам в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 для комиссионеров (агентов).
Как учесть процентные расходы по займам, привлеченным агентом
Зачастую агент вынужден привлекать займы для исполнения своих функций по агентскому договору. Но имеет ли он право учесть в составе налоговых расходов суммы процентов, начисленных по таким займам, если агентский договор предусматривает возмещение подобных расходов?
Минфин России рассмотрел этот вопрос в письме от 26.09.2012 № 03-03-06/1/501 и пришел к выводу, что налоговый учет доходов и расходов организации-агента предопределяется условиями заключенного агентского договора.
Таким образом, агент вправе включать в состав расходов для целей налогообложения прибыли затраты, понесенные в рамках агентской деятельности, только в том случае, если они не возмещаются принципалом и не отражаются в налоговом учете принципала, а также соответствуют критериям, закрепленным в ст. 252 НК РФ.
Если агентским договором предусмотрена обязанность принципала возместить агенту проценты по привлеченным займам, то суммы указанных процентов включаются в налоговую базу по налогу на прибыль у принципала с учетом положений ст. 269 НК РФ. Соответственно в расходах агента такие затраты не могут быть учтены.
Право заместителя директора представлять интересы компании подтвердит только доверенность
Заместитель директора компании, на которого приказом возложено исполнение обязанностей директора в период его отсутствия в связи со служебной командировкой, вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в качестве уполномоченного представителя общества только на основании доверенности. Об этом Минфин России сообщил в письме от 25.09.2012 № 03-02-07/1-227.
Полномочия представителя налогоплательщика, который может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами. На основании п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» без доверенности действовать от имени общества может только единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор). Ни Налоговым кодексом, ни вышеназванным законом не предусмотрено, что иное лицо без доверенности на основании приказа законного представителя вправе действовать от имени общества, в том числе представлять его интересы.
Компания признается налоговым агентом при выдаче подарочных сертификатов физлицам
Компания, которая выдает своим клиентам-физлицам подарочные сертификаты, признается налоговым агентом по НДФЛ. Такую позицию изложил Минфин России в письме от 14.09.2012 № 03-04-06/6-279.
В целях проведения рекламных акций компании довольно часто приобретают и вручают физлицам неименные подарочные сертификаты на определенную сумму, которые впоследствии можно обменять на товары, работы или услуги. Момент, когда и кем конкретно такой сертификат был использован, отследить весьма сложно. Однако финансисты уверены, что в такой ситуации компания обязана удержать и перечислить НДФЛ в бюджет.
Минфин России обосновывает свое мнение тем, что оплата за налогоплательщика организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав относится к доходам налогоплательщика, полученным в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Таким образом, при получении от организации физическими лицами подарочных сертификатов у таких лиц образуется доход в натуральной форме в виде оплаты права на получение товаров (работ, услуг).
Поскольку сумма указанного дохода подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке, организация, от которой физические лица получают указанные доходы, признается налоговым агентом в отношении указанных доходов и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 и 230 НК РФ.
Как подтвердить расходы на размещение рекламы в эфире телеканала через посредников
Расходы налогоплательщика на размещение рекламы в эфире телеканала через посредников подтвердят акты об оказании услуг и эфирные справки, а также графики выходов рекламы с приложением заверенных копий документов телекомпании, на основании которых они были подготовлены. Об этом Минфин России сообщил в письме от 06.09.2012 № 03-03-06/1/467.
В некоторых случаях телекомпании оказывают услуги по размещению рекламы в эфире телеканала не напрямую, а через посредников. Тогда налогоплательщик, желающий разместить рекламу на телевидении, заключает соответствующий договор с агентом. Последний в качестве документа, подтверждающего выход рекламы в эфир, выдает заказчику график выходов рекламы, который содержит сведения о телеканале, название рекламного материала, дату и время его выхода.
В письме разъяснено, что расходы на рекламу реализуемых товаров учитываются в соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом подтверждающими документами могут быть акты об оказании услуг, подписанные организацией и рекламным агентством, и эфирные справки, выданные непосредственно телекомпанией. Если же агент вместо эфирных справок телекомпании предоставил составленные им графики подтвержденных выходов рекламы или иные подобные документы, то в целях признания расходов к ним необходимо приложить заверенные копии документов телекомпании, на основании которых были подготовлены указанные графики.
Заметим, что в письме от 22.06.2012 № 03-03-06/2/71 Минфин России также обращает внимание на то, что при заключении договора на размещение рекламы с агентом соответствующие расходы подтверждаются, в том числе любыми документами, выданными непосредственно телекомпанией.
Вычет «входного» НДС: какую ошибку в счете-фактуре готовы простить налоговики
Налоговики не вправе отказать налогоплательщику в вычете «входного» НДС по счету-фактуре, в котором код страны происхождения товаров не соответствует наименованию этой страны. Такая позиция ФНС России изложена в письме от 04.09.2012 № ЕД-4-3/14705@.
При реализации товаров, страной происхождения которых не является Россия, в графах 10 и 10а счета-фактуры нужно указать цифровой код страны и соответствующее ему краткое наименование страны происхождения товаров (Правила заполнения счета-фактуры, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, далее — Правила). Необходимую для этого информацию можно получить из Общероссийского классификатора стран мира. Если же местом происхождения товаров является группа либо союз стран, то в графе 10 ставится прочерк, а в графе 10а указывается краткое наименование группы (союза) стран (например, Евросоюз).
Поскольку наличие в счетах-фактурах ошибок, не препятствующих налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, новые экземпляры счетов-фактур составлять необязательно (п. 7 Правил).
Рассматриваемые разъяснения налоговиков ценны тем, что именно ими будут пользоваться в работе налоговые инспекции на местах, поскольку данное письмо размещено на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами».
Затраты на организацию кофе-брейков во время семинаров можно списать
Расходы на организацию питания участников семинаров (кофе-паузы) можно учесть при расчете налога на прибыль. К такому выводу пришел Минфин России в письме от 13.08.2012 № 03-03-06/1/406.
Для целей налогообложения прибыли учитываются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому в случае, когда затраты на организацию питания участников семинара включены в стоимость договора на участие в семинаре и соответствуют указанным в главе 25 НК РФ критериям, их можно учесть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Таким образом, возможность включения в состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, затрат на организацию кофе-пауз зависит от того, входят ли такие затраты в стоимость семинара.
Кроме того, НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для организации обедов и кофе-пауз, стоимость которых включена в стоимость услуг по проведению семинаров, можно заявить к вычету.
Отметим, что раньше чиновники придерживались противоположной точки зрения (письмо Минфина России от 01.06.2011 № 03-11-06/2/86).