Федеральная таможенная служба подытожила развитие внешней торговли России товарами за девять месяцев этого года. В новых данных есть пара положительных моментов — в сентябре экспорт относительно августа подрос весомее, чем до этого, да сентябрьское сальдо торгового баланса не только второй месяц подряд выросло к предыдущему периоду, но и в годовом сопоставлении наконец выбралось из минуса. Но годовая динамика роста и с учетом сентября продолжила торможение.
По данным таможенной статистики, в январе — сентябре текущего года внешнеторговый оборот России составил 611,5 млрд долл. США и по сравнению с этим периодом 2011 г. увеличился на 2,7%, в том числе со странами дальнего зарубежья — 525,2 млрд долл., со странами СНГ — 86,3 млрд долл.
Российский экспорт набрал за рассматриваемый период 385,7 млрд долл. и по сравнению с январем — сентябрем 2011 г. увеличился на 3,2%. В общем объеме экспорта на долю стран дальнего зарубежья пришлось 85,2%, на долю стран СНГ — 14,8%.
Импорт составил 225,8 млрд долл., что на 2% превысило результат января — сентября прошлого года. В общем объеме импорта за девять месяцев доля стран дальнего зарубежья составила 87,1%, доля стран СНГ — 12,9%.
Соответственно сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 159,9 млрд долл., что на 7,6 млрд долл. больше, чем в январе — сентябре 2011 г. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 132 млрд долл. (рост на 4,1 млрд), со странами СНГ — 27,8 млрд долл. (больше на 3,4 млрд).
Но подробнее о динамике роста внешней торговли. Еще раз напомним, что год начинался для нее куда энергичнее — экспорт в январе вырос в годовом выражении на 31,9%, импорт — на 22,3, оборот — на 28,8%. Это очень напоминало темпы благополучного докризисного периода и говорило о продолжении активного восстановительного роста после кризиса. Однако далее годовая динамика роста стала мельчать, и сентябрь ее только продолжил: по итогам января — августа темп роста в годовом сопоставлении был выше по экспорту на 0,6 п.п., импорту — на 0,9, по обороту — на 0,8 п.п. Прирост внешнеторгового сальдо упал с 41% в январе до 5% в сентябре.
Собственно, положительные значения годовая динамика сохраняет только благодаря бурному заделу в начале года, а помесячные данные с апреля чаще в минусе — по экспорту прирост в годовом выражении в II и III кварталах был только в мае (2,7%), по импорту — в июле (7,3), в целом по обороту — в мае и июле (0,9 и 1,7% соответственно), из чего ясно, что удержали в плюсе общий месячный показатель торговли в первом случае экспорт, во втором — импорт.
Но положительные штришки сентябрь все-таки привнес. После роста к предыдущему периоду в июле на 1,1% и на 0,2% — в августе и сентябре экспорт увеличился аж на 4,4%. Правда, напомним, что в нашем экспорте ведущую роль играет ценовой фактор, а не натура. Еще одна причина легкого удовлетворения — сентябрьский прирост внешнеторгового сальдо. Его месячные суммы последовательно сокращались, и только в августе динамика пошла на повышение (+1,5%), что активно поддержал сентябрь (+35,9%). Столь внушительному приросту посодействовало не только повышение экспорта, но и увесистое сокращение импорта — на 10,2% относительно августа.
Но в сентябре с сальдо случилось еще одно знаменательное событие — после трехмесячного пребывания в минусовой зоне его помесячная динамика пробилась в плюс и в годовом сопоставлении (+3,5% к сентябрю 2011 г.). В данном случае сентябрьскому ускорению сокращения импорта тоже надо сказать спасибо (–4,8% к сентябрю 2011 г.).
Вместе с тем в отличие от II квартала динамика импорта в III квартале выглядит лучше, чем у экспорта. В годовом выражении их сокращение увеличилось на 0,5 и 3,6% соответственно против 3,4 и 2,1% в II квартале. А к предыдущему периоду они вообще рядом не стоят — если импорт в II и III кварталах вырос на 11,9 и 4,5% соответственно, то экспорт сократился на 1,2 и 4,2%. Именно благодаря импорту слегка улучшилась в прошлом квартале динамика оборота в годовом сопоставлении: –2,4% против –2,6% кварталом ранее.
С виду резво начал импорт и IV квартал. Пока ФТС представил данные о притоке в октябре товаров в Россию из дальнего зарубежья, но они показательны в силу подавляющей доли стран оттуда в нашей внешней торговле. Так вот, в прошлом месяце этот импорт вырос по сравнению с сентябрем на 17,6%, а к октябрю прошлого года на 8,1%.
Однако посмотрим на эту резвость в ретроспективе ряда лет. Названный прирост к предыдущему месяцу действительно впечатляет и уносит воспоминания в начало 2000-х гг., когда импорт относительно сентября рос двузначными цифрами. А например, в прошлом году соответствующее увеличение составило вдвое меньше — 8,6%, в 2010-м — 5,8, в 2009 г. — 7,4% (кризисный октябрь 2008 г., по понятным причинам, брать не будем). Но вспомним, что в сентябре импорт к предыдущему периоду посыпался на 10,2%, и октябрьский рост на 17,6% уже так ярко не светит.
Посмотрим теперь, что с октябрьским ростом в годовом сопоставлении. В прошлом году в октябре импорт из стран дальнего зарубежья вырос на 21,1%, в 2010-м — на 37,2% (2009 г. пропустим по той же причине). Если оглянуться еще дальше, то 8,6% — это самый скучный прирост с 2000 г., до минувшего октября минимальное его значение наблюдалось в далеком 2002 г. — 17,2%, ровно в два раза больше.
Стоит взглянуть и на прирост «дальнего» импорта в октябре по товарным группам. Относительно сентября поступление продовольственных товаров и сырья для их производства увеличилось на 17,1%, химической продукции — на 22,2, текстильных изделий и обуви — сократилось на 8,5%, машиностроительной продукции — подскочило на 51%.
Последнее особенно впечатляет, поскольку этот рост касается товаров инвестиционного спроса. Но посмотрим теперь на динамику год к году. Импорт продовольствия и сырья для него вырос к октябрю 2011 г. на 15,5%, химии (прежде всего медикаментов и полимеров с каучуком) — на 21,7, одежды и обуви — на 11,9 и продукции машиностроения — на 1%.
В этом раскладе очевиден перекос динамики в сторону удовлетворения потребительского спроса. В горячем же желании вкладываться в рост производства процент прироста инвестиционного импорта как-то не убеждает. Да и рост потребительского спроса в России начал тормозить.