Провинции начинают больше краситься и брызгаться

| статьи | печать

По прогнозам, к 2015 г. объем рынка косметики и парфюмерии в России вырастет на 20% по отношению к 2011 г. Эксперты связывают такой рост с выходом крупных сетевых ретейлеров в регионы. Положительная динамика будет наблюдаться и в прямых продажах — основном канале реализации парфюмерии и косметики в РФ.

По оценке Discovery Research Group, объем отечественного рынка парфюмерии и косметики в 1-м полугодии 2012 г. составил 5,69 млрд долл. Как и год назад, основным каналом реализации духов и помад в РФ стали прямые продажи. Напомним, что в прошлом году на долю этого сектора приходилось 31% рынка — это около 4 млрд долл. На втором месте — специализированные парфюмерно-косметические сети, занимающие 27%. Активно растут продажи через Интернет, которые по результатам 2012 г. достигли 8%.

Лидерами по объему продаж в стоимостном выражении традиционно стали иностранные компании: Estee Lauder Companies, Coty, Puig Beauty & Fashion Group, Shiseido, Chanel, Avon, Oriflame, Mary Kay. Среди отечественных производителей наиболее популярны «Новая заря», «Фаберлик». «Как мы видим, основную долю рынка и значительную часть списка мировых лидеров занимают именно компании прямых продаж. Причем демонстрируют значительный уверенный рост. Нет сомнений, что в нашей стране, где женщины тратят на косметику и парфюмерию почти больше всех в мире, этот рост будет стабильно сохраняться», — сообщил корреспонденту «ЭЖ» Илья Верховский, заместитель генерального директора ООО «Унхва Юроп».

По его словам, рынок прямых продаж активно растет не только в России, но и во всем мире. Последние кризисы наглядно показали, что компании прямых продаж не просто выстояли в столь сложных условиях, но в некоторых случаях увеличили обороты. «Конечно, это не осталось незамеченным активным населением, попавшим в сложные условия. Многие, потеряв работу по найму, переключились на такой вариант собственного бизнеса. И стали в нем весьма успешны», — пояснил И. Верховский.

Конкуренция становится жестче

Растущий рынок привлекает новых игроков. Так, по данным рейтинга InfoLine & Retailer Russia, специализирующаяся на прямых продажах компания LR Health & Beauty Systems (Германия), открывшая в 2011 г. офис в Москве и дистрибьюторский центр в Санкт-Петербурге, надеется в течение трех лет достигнуть объема продаж на уровне 100 млн долл.

На кусок в 20—25 млн долл. в год претендует «Унхва Юроп», дочерняя компания южно-корейской корпорации, которая 18 октября 2012 г. открыла первый партнерский магазин в Москве. «Мы очень рады, что первое европейское представительство компании было открыто именно в России, а первый партнерский магазин открывается в Москве. Теперь и московскому потребителю будут доступны уникальные продукты компании. Мы уверены, что станем одной из тех немногих компаний, которые с успехом вывели свой продукт на европейский рынок через Россию», — заявил на церемонии открытия генеральный директор предприятия Максим Яковлев.

Косметический ретейл потеснят аптеки

Все более значимым каналом реализации парфюмерно-косметической продукции становятся аптечные сети, для которых данная ассортиментная группа особенно привлекательна в условиях ужесточения государственного регулирования розничной торговли лекарствами. По данным DSM Group, в прошлом году продажи косметики в российских аптеках выросли на 5,3% — до 21 млрд руб.

Значительные объемы парфюмерно-косметической продукции реализуются также сетями, торгующими товарами повседневного спроса (FMCG), особенно гипермаркетами, в которых для данной категории отведены большие площади, в том числе в набирающем популярность формате shop-in-shop (привлекающие внимание покупателей зоны в магазине, где представлена продукция одной торговой марки).

Так, крупнейшая в России по количеству магазинов сеть «Магнит» в декабре 2010 г. начала развивать магазины формата дрогери и уже к концу 2011 г. довела количество таких магазинов до 200. Дрогери — сетевое торговое предприятие, объединяющее небольшие по площади магазины, ориентированные на продажу ассортимента товаров первой необходимости, в основном непродовольственных — парфюмерии, косметики, бытовой химии, средств гигиены. По данным ежемесячного обзора InfoLine «Рейтинг торговых сетей FMCG России», к концу сентября текущего года число магазинов торговых объектов «Магнит-косметик» достигло 480.

По словам генерального директора «InfoLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, этот формат интересен для федеральных ретейлеров FMCG возможностью развития на небольших площадях, которые не подходят для торговли продуктами питания, или на смежных площадях с использованием трафика, формируемого продовольственным магазином. К плюсам дрогери также можно отнести синергичность с точки зрения закупок с непродовольственным ассортиментом магазинов FMCG, простоту логистики по сравнению с продовольственными товарами и длительные сроки хранения косметики. В то же время для дрогери характерна сравнительно более низкая, чем для торговых объектов FMCG, величина среднего чека и выручки с квадратного метра площади, что обусловливает более высокую долю арендных платежей и затрат на персонал в структуре выручки.

В 2011 г. рост рынка парфюмерии и косметики увеличился примерно на 11% — до 12 млрд долл.


Важно

Прямые продажи бьют рекорды

Продажи членов Ассоциации прямых продаж (АПП) за прошлый год выросли на 8,3% и достигли рекордного уровня 4,24 млрд долл.

«Данные членов АПП за 2011 г. свидетельствуют о том, что рынок прямых продаж становится заметным сегментом российской торговли — он впервые перешагнул отметку 4 млрд долл. При этом прямые продажи ежегодно наращивают обороты. Это дает возможность предположить, что рынок обладает потенциалом для дальнейшего развития и появления новых участников», — сообщила президент АПП Тамара Шокарева.

Доля крупнейшего сегмента рынка прямых продаж «Косметика» сократилась по отношению к остальным категориям на 3 п. п. — до 70% по итогам 2011 г. «Несмотря на то что сегмент „Косметика“ сократился относительно остальных категорий, он продолжает демонстрировать положительную динамику развития. Продажи в этом сегменте выросли почти на 100 млн долл. — до 2,96 млрд долл. в 2011 г.», — говорит Т. Шокарева.

Второй год подряд набирает обороты сегмент Wellness (товары для здоровья). Если по итогам 2010 г. он вырос на 14%, то уже в прошлом году увеличился на 76,5%. Столь стремительное развитие позволило Wellness подняться сразу с пятого на второе место по объемам продаж среди всех сегментов рынка прямых продаж. «Россияне стали более внимательно относиться к собственному здоровью. Эта тенденция говорит о том, что российский рынок прямых продаж начинает развиваться в сторону азиатских рынков и рынка США, где Wellness традиционно является значимой категорией», — говорит Т. Шокарева.

Сегмент, продемонстрировавший отрицательную динамику, — «Товары для дома», его продажи снизились на 4,9%. Категории «Бытовая химия» и «Одежда и аксессуары» выросли на 18,8 и 4,9% соответственно.


К сведению

Девять из десяти горожан пользуются парфюмерией

Практически пятую часть рынка парфюмерии и косметики составляет парфюмерия.

По оценке Discovery Research Group, в 1-м полугодии 2012 г. объем российского рынка парфюмерии составил 1,024 млрд долл., что на 5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 г.

Проведенное холдингом «Ромир» в мае текущего года исследование показало, что парфюмерной продукцией пользуются 90% жителей российских городов (96% женщин и 84% мужчин). Наиболее активными потребителями парфюмерной продукции выступают респонденты среднего возраста — от 25 до 45 лет.

Одни из самых популярных мест покупки парфюмерной продукции — сетевые и несетевые специализированные магазины: в них делает покупки половина респондентов, пользующихся духами и туалетными водами. 14% опрошенных признались, что предпочитают заказывать парфюм по каталогам. Еще 12% приобретают парфюмерную продукцию в интернет-магазинах.

В настоящее время в пользовании россиян находится в среднем около четырех флаконов духов или туалетной воды на человека. При этом треть респондентов ответила, что располагает одним-двумя флаконами. Большинство же опрошенных (66% — 61% мужчин и 71% женщин) заявляют, что в их личном пользовании находится от трех до шести и более флаконов.

Аналитики обратили внимание на то, что около 60% респондентов признались, что по возможности стараются приобретать парфюмерию со скидками. Три четверти опрошенных заявили, что цена на туалетную воду является важным фактором при покупке. Поэтому большинство россиян предпочитают пользоваться дисконтными и накопительными картами специализированных магазинов, чтобы получать дополнительные подарки за покупку парфюмерии.