Российский союз автостраховщиков (РСА) объявил, что уже со следующего года электронная система обмена данными между страховщиками, которая объединит всю историю аварий и страхования автовладельцев для расчетов по системе «бонус-малус» при оформлении страхового полиса, будет введена в действие.
С 1 января 2013 г. при продаже полиса ОСАГО страховщик должен будет ввести в базу данных все сведения об автовладельце и его автомобиле, а также проверить, какой коэффициент «бонус-малус» положен данному страхователю. Система уже прошла предварительное тестирование, и в ближайшие недели в нее планируется внести все данные о страховых случаях по договорам ОСАГО начиная с 2010 г.
Коэффициент «бонус-малус» используется в большинстве стран мира.При его применение в случае высокой аварийности водителю приходится платить за полис больше, чем его безаварийному «коллеге». При одной аварии в год тариф может вырасти на 55%, при двух — на 145%. В то же время применение бонуса может снизить тариф. Максимальное снижение — на 50% от стандартного тарифа при условии десяти лет безаварийной езды. В России система «бонус-малус» была введена в 2005 г. Согласно закону при заключении первого договора ОСАГО всем страхователям присваивается 3-й класс с коэффициентом 1. Через год при отсутствии аварий автовладелец переходит в класс 4 и получает пятипроцентную скидку с тарифа, еще через год без аварий — в класс 5 с 10% скидки и т.д.
В отсутствие единой информационной базы по страхователям водители, ставшие виновниками аварий, легко уклонялись от воздействия «малуса» с помощью перехода в другую страховую компанию. В то же время и сами страховщики редко предоставляли скидку выше 10% даже при многолетней безаварийной езде. Соответственно весь расчет стоимости полиса автострахования в России строился на технических характеристиках автомобиля и водительского стажа автовладельца. Введение в строй единой электронной базы данных по автострахованию в корне изменит систему тарификации, считают в РСА.