Эксперты Национальной ассоциации институтов закупок провели очередной мониторинг госзакупок на сумму свыше 1 млрд руб.каждая, совершенных с апреля по сентябрь 2012 г. Исследование показало низкую эффективность этого инструмента — 57% сверхдорогих закупок было осуществлено у единственного поставщика.
В ходе мониторинга НАИЗ была проанализирована 221 закупка на общую сумму свыше 586 млрд руб. В 126 случаях (57%, на общую сумму 349,6 млрд руб.) закупка произошла у единственного источника.
Эксперты обратили внимание, что конкурсная документация составляется таким образом, что подать предложение, полностью соответствующее данным требованиям, может только один участник, который заранее проинформирован о размещении заказа. В результате в 96 случаях заявку на госзакупку подал только один поставщик.
Экономия на закупках у единственного участника практически отсутствует и находится на уровне 0,75% от начальной стоимости. Для сравнения: крупные закупки, проведенные конкурентным образом, дали в среднем 9,41% снижения стоимости.
Среди конкурсов выборки, заявку на участие в которых подал единственный участник (37 ед. на сумму 132 млрд руб.), в 76% случаев стоимость предложения была равна начальной стоимости (цена составила 113 млрд руб.), а в 16% случаев стоимость была снижена менее чем на 1% (сумма 13 млрд руб.). «На основании данного примера легко предположить, что единственный участник изначально не рассчитывал на реальную конкуренцию и процедура несостоявшихся торгов является чистой формальностью перед заключением контракта», — заключили авторы исследования.