Новые маршруты бизнеса и власти — в коридорах развития

| статьи | печать

Глобальному бизнесу, заблудившемуся в конкурентной среде мирового рынка и в не менее «ревнивой» сфере межгосударственных отношений, нужно отказаться от стремления к постоянному росту и перейти к простому развитию на основе новых стратегических инициатив. Таков основной вывод прошедшей в начале ноября международной научно-практической конференции «Трансевразийский коридор Razvitie. Миланский этап: новое измерение сотрудничества».

Научное и деловое сообщество наиболее реально осуществимый вариант новых экономических отношений видит в преодолении отчужденности в межгосударственных связях и установлении иных, чем сейчас, корпоративных контактов в интересах всех народов, а не одной страны или группы стран.

Развитие вместо роста

По мнению организатора содержательной части дискуссии, председателя правления Миллениум банка Михаила Байдакова, при формировании нового полюса генерирования общественного богатства в России на территории Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и в странах Центральной Азии не следует идти в русле привычной логики естественного самороста, поскольку Россия переживает демографический спад, а в Казахстане в отличие от соседних провинций КНР низкая плотность населения. Нужны новые принципы действия, потому что задача заключается уже не в прогнозировании естественно сложившейся ситуации, а в программировании и проектировании процессов логики развития, а не постоянного движения к росту. И в отличие от логики роста процессы развития предполагают осознанное принятие обществом и странами значимого и целесмысловоо вектора в будущее. На конференции в Милане признано, что продвижение возможно, если сформировать представление об общей связанности Евразийского континента как перспективного плацдарма генерирования общественного богатства. Так, речь идет о взаимодействии высокотехнологичных центров, малых и средних инновационных итальянских в частности и в целом европейских предприятий и университетов с российской фундаментальной практико-ориентированной наукой, крупными российскими корпорациями, российскими вузами по созданию технологий и систем жизни нового поколения с участием азиатских и европейских финансовых институтов, заинтересованных в долгосрочных инвестициях. Признано, что историческим предшественником создания объединяющей народы и страны интеллектуальной связаности является Транссиб. С появлением быстрой доставки товаров по этой железной дороге Россия стала крупнейшим поставщиком масла в Европу и получила возможность развивать сельскохозяйственное производство на своих восточных окраинах.

Мультипроект RAZVITIE

Два дня дискуссий без заготовленных заранее докладов стали «мозговым штурмом», в результате которого одобрен комплексный системный проект «Трансевразийский коридор Razvitie». Он предлагает сотрудничество через расстояния и границы европейских финансово-технологических групп с партнерами в Азии. Такое взаимодействие откроет разным странам на протяжении всего коридора:

  • добрососедскую торговлю с Китаем и странами Юго-Восточной Азии;
  • разделение по труду с Европой для создания технологий, инфраструктур и систем жизнедеятельности нового поколения;
  • пространство для современных инфраструктурных и промышленных решений с Россией.

Идея коридора развития очень важна, говорит директор Института экономики РАН академик Руслан Гринберг. По его словам, она ценна для России, особенно для такой части ее территории, как Сибирь, на значительной части которой на 1 кв. км приходится один человек, а в целом плотность населения составляет семь человек на 1 кв. км. Рассматриваемый проект общественный, поскольку выводит из мировоззренческого тупика в России, в Европе, в мире, а значит, из состояния растерянности в экономической теории и в экономической политике. Он рассчитан на много лет вперед, ему нужны «длинные» долгосрочные инвестиции, а не «короткие» деньги.

Академик напомнил, что процесс международной интеграции уже начат с создания Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Пока это хрупкая структура, но она открывает дорогу другим странам в единое евразийское экономическое пространство, не отбирая у них шанс интеграции в ЕС.

Движущей силой на пути к оздоровлению и развитию назвал итальянский экономист Паоло Раймонди проект «Трансевразийский коридор Razvitie». И рассматривать его следует с учетом проникновения в глубь территории от развитых путей сообщения на 100—150 км, строительства там высокотехнологичных городов, что приведет к революции в области развития. Ученый сравнил новый мультимодальный проект с Великим шелковым путем, который в давние века был двигателем научных революций и новых технологий, вдоль которого вырастали города, открывались университеты — авангард культуры и науки. Создание такого коридора надо планировать точно так же, как планировались космические полеты и высадка на Луну, потому что он, коридор, станет для всей Земли научным прорывом и технологической революцией, заявил экономист. Реализация проекта, уверен он, уменьшит пузырь деривативов, общий объем которых еще год назад перевалил за 700 трлн долл.

В итоговом документе конференции — Миланском меморандуме указывается, что работу по осуществлению задуманного надо начинать с создания финансового инструмента в виде, например, фонда фондов по привлечению частного капитала и бюджетных средств.

А надо ли приглашать национальные правительства к участию в фонде фондов, усомнился советник Президента РФ академик Сергей Глазьев. По его мнению, возможно, больший эффект возымеет создание основы для будущих межправительственных соглашений. Тем не менее состоявшуюся дискуссию ученый назвал инновационным подходом к решению задач, общих для многих стран, в условиях переизбытка денег на мировом рынке. И надо определить, кому адресовать рекомендации, чтобы принятые на их основе решения были обязательными для исполнения и для властных структур, и для делового сообщества.

Разделяя мнение коллеги, академик Р. Гринберг предложил на основе конференции создать экспертный совет, способный формировать зоны взаимного интереса для всех стран-партнеров. По его заключению, мотивация к созданию трансевразийского коридора развития есть у России, Китая, Кореи, но нет у Евросоюза. Значит, нужны зоны взаимного интереса.

По мнению участников дискуссии, трансевразийский коридор развития сам по себе пояс новой экономики и одновременно платформа для новых зон взаимного интереса государств и бизнеса в разных отраслях экономики и разных сферах общественной жизни.

Комментарии

Эрнест Кочетов, президент Общественной академии геоэкономики и глобалистики, д.э.н.

Следует держать в поле зрения закономерности изменения глобальных трендов мирового развития. Зарождающаяся неоэкономическая модель развития выдвигает новый подход к таким экономическим категориям, как мировой рынок и мировые цены, национальная безопасность и национальные интересы. Геоэкономическое пространство уходит от техногенных координат к цивилизационному развитию. Соответственно меняется система взаимоотношений национальных экономик друг с другом и с внешней средой. Выстраивание евразийского экономического пространства надо вести как с ЕС, так и АТЭС. Фундаментальный вектор выстраивания всей стратегической линии — переход от евроатлантического коридора к евразийскому поясу. Евразийский анклав способен стать глобальным лидером мировой экономики.

Юрий Громыко, директор Института опережающих исследований им. Е.Л. Шифферса, д.э.н.

Трансевразийский пояс развития представляется абсолютным прорывом к реальной, ненасильственной интеграции разных экономик. Ее осуществление требует выхода за рамки экономизма, поскольку такая глобальная платформа включает в себя сети разнообразных инфраструктур, новые технологические решения, различные формы транспорта, новые формы поселений и занятости их жителей. Заинтересованы в этом все основные цивилизованные группы стран. Интеграция евразийских инфраструктур — «новый шелковый путь» — становится основой будущей общепланетарной системы коридоров развития. И выстраивая трансевразийский пояс развития очень важно понимать, как складывается интеграция и инфраструктурное развитие стран Латинской Америки, куда движутся США, как индустриализируется КНР, как развивается Индия. Управление развитием — это всегда возможность инициировать эпицентр, связанный с введением новой прорывной технологии массового употребления, которая затем начинает тиражироваться в целом ряде отраслей.

Джан Гвидо Фоллони, президент Итальянского института Азии и Средиземноморья

Формулировка предложений, нацеленных на реформу общественного управления в мире, требует достижения двойной цели. Во-первых, преодоления устаревших предрассудков о первенстве западных ценностей и западного контроля. Во‑вторых, осознания перекосов и асимметрии, сопровождающих современное развитие рыночного капитализма. Все три измерения — трансатлантическое, транстихоокеанское и евразийское — фактически сосуществуют и могут находиться в равновесии. И «новый шелковый путь» может стать соединительным мостом между атлантической и тихоокеанской осями, а не альтернативой им. Он предлагает широкие перспективы для экономики развития. Большие инфраструктурные проекты, которые он влечет за собой, могут стать стабилизирующим элементом финансовой и общественной сфер и придать новый толчок диалогу евроазиатских цивилизаций.