Сфера ИТ-услуг вступила в фазу замедленного роста

| статьи | печать

Пилотное обследование деловой активности компаний сферы ИТ-услуг, проведенное Росстатом, показывает, что после импульсивного подъема в прошлом году этот сектор экономики перешел в период замедленного роста. Тем не менее участники рынка не утратили прошлогодний энтузиазм и продемонстрировали разнообразие бизнес-инструментов, продолжая развиваться в рамках ключевых тенденций ИТ-индустрии.

Деловой климат, сформировавшийся в первой половине текущего года, отмечают ученые Центра конъюнктурных исследований ВШЭ, оказался достаточно успешным для большинства российских интеграторов ИТ-услуг. В частности, баланс оценок экономического положения предприятий отрасли по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. сохранил положительное значение, составив +1%. При этом большинство респондентов (68%) вновь сочли сложившийся уровень экономического положения в своих компаниях «нормальным».

Вместе с тем на результаты экономической деятельности компаний оказали влияние конъюнктурные колебания базовых отраслей экономики страны. В частности, ухудшение экономической ситуации на мировых рынках в начале 2012 г. и, как следствие, неопределенность на внутреннем рынке затормозили планы реализации ИТ-проектов на государственных предприятиях и в частных компаниях.

В поисках эффективности

Общей тенденцией для заказчиков и поставщиков ИТ-услуг стало повышение эффективности затрат и поиск инструментов их оптимизации, а также освоение дополнительных перспективных направлений развития. Продолжая исключать непрофильные и низкоприбыльные направления деятельности из структуры своего бизнеса, ИТ-компании пытались закрепить повышенные требования к интеграции услуг. Более четким стал фокус на удовлетворение прагматичных потребностей клиентов, оперативность принятия решений.

Участники исследования считают, что нынешний сложный период позволил многим заказчикам глубже понять степень зависимости эффективности своего бизнеса от ИТ-услуг. Так, потребители стали проявлять все больший интерес к «облачным вычислениям». Эта концепция отвечает стремительно меняющимся требованиям нового времени и обеспечивает максимальные технические и экономические показатели, позволяя использовать малозатратные способы воплощения бизнес-идей.

Одной из явных позитивных тенденций в 1-м полугодии стала реализация накопившегося в кризисный и восстановительный период отложенного спроса на продукцию ИТ-индустрии. Это способствовало не только «расконсервированию» некоторых приостановленных крупных проектов, но и началу новых.

Положительные изменения спросовой ситуации и экономического положения компаний позволили сохранить тенденцию роста индекса предпринимательской уверенности. Главный индикатор, характеризующий состояние делового климата в сфере ИТ-услуг, в январе — июне текущего года остался в положительной зоне и составил +7% (против +8% в соответствующем периоде 2011 г.).

Мало денег и кадров

К числу барьеров, тормозящих развитие компаний, топ-менеджеры отнесли в первую очередь финансовую составляющую, которая вобрала в себя целый спектр трудностей: налоговый прессинг, недостаток финансовых средств, неплатежеспособность потенциальных клиентов, высокую стоимость аппаратных средств и программного обеспечения, средств и услуг связи.

Уже традиционной стала проблема дефицита квалифицированного персонала, на которую жаловался каждый третий участник опроса Росстата.

К специфическим сложностям российской сферы ИТ-услуг можно отнести недостаточную сегментацию рынка. Отрасль еще находится в стадии становления, и многие сегменты, выделяемые общепринятыми международными классификациями, пока не сформированы. Например, большинство компаний, занимающихся системной интеграцией, зачастую попутно устанавливает клиентам аппаратно-техническое и программное обеспечение, а впо-следствии оказывает услуги по поддержанию функционирования системы.

Из-за отсутствия специализации, давно уже существующей на рынках развитых стран, универсальные российские компании зачастую не способны достичь максимальной эффективности в каждом из сегментов рынка.

Кроме того, сервисный характер деятельности ИТ-компаний и чрезвычайная зависимость от внешнего фона предопределили снижение темпов инвестиционной активности предприятий. Заказчики из отраслей, проявляющих наибольшую заинтересованность в ИТ-услугах (прежде всего банковского сектора, ретейла, телекоммуникаций, страхования), были весьма осторожны и не спешили резко форсировать инвестиционные проекты, в том числе связанные с ИТ.

В результате к негативным трендам в отрасли прибавилось снижение инвестиционной активности. Большинство руководителей компаний по-прежнему не стремились увеличивать свои расходы на развитие бизнеса. Лишь 8% респондентов указали на увеличение инвестиционной деятельности, связанной с ИТ.

Прогнозные оценки опрошенных представителей директорского корпуса относительно дальнейших инвестиционных намерений показывают, что в краткосрочной перспективе в их портфеле вряд ли окажутся новые масштабные инвестиционные программы. В ближайшее время скорее всего будут завершаться только крупные ИТ-проекты, позволяющие оперативно и с небольшими затратами наращивать информационные ресурсы.

Серьезным фактором поддержки роста российской ИТ-индустрии, по мнению ди-ректора Центра конъюнктурных исследований «Вышки» Георгия Остапковича, может стать реализация курса на модернизацию экономики и развитие программ информатизации как в частных, так и государственных структурах. Однако основная фаза устойчивого роста сектора ИТ‑услуг придется на период относительной макроэкономической стабильности, когда большинство топ-менеджеров компаний избавятся от антикризисного формата мышления и начнут наращивать технологический фундамент для нужд своего бизнеса.

Оценки основных показателей деятельности организаций сферы информационно-технологических услуг (балансы, %)

Уровень в 1-м полугодии

Тенденции изменения

В 1-м полугодии по сравнению
 с 2-м полугодием
предыдущего года

Ожидания на
2-е полугодие

2010

2011

2012

2010

2011

2012

2010

2011

2012

Спрос на услуги организаций

–35

–31

–29

0

+5

+5

+9

+16

+15

Число заключенных договоров
(количество клиентов)

–21

–18

–28

+1

+9

+8

+9

+17

+15

Стоимость оказанных услуг

–12

–12

–24

+9

+12

+10

+10

+21

+15

Цены (тарифы) на услуги

–4

–8

–13

+11

+17

+17

+5

+13

+10

Численность работников

–7

–8

–20

0

+9

0

+5

+8

+7

Конкурентоспособность

+16

+5

–1

+13

+5

+10

+13

+10

+9

Инвестиции

–25

–25

–38

–8

–6

–7

+1

0

–1

Экономическое положение организаций

–10

–11

–22

–6

+2

+1

+4

+12

+8

Источники: Росстат, ВШЭ 

читайте также