Правительство РФ внесло на рассмотрение депутатов Госдумы проект федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Участвовать в процессе охраны населения предстоит и бизнесу.
Разработанный правительством проект закона будет регулировать отношения, возникающие в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Для однозначного толкования с учетом специфики области регулирования законопроектом вводятся понятия «курение табака», «окружающий табачный дым», «минимальная розничная цена на табачную продукцию», «последствия потребления табака», «спонсорство табачными организациями», «стимулирование продажи табачной продукции и (или) потребления табака», «табачные организации».
Проектом закона предусмотрено разграничение полномочий между органами разных уровней власти в области охраны здоровья населения от последствий потребления табака, определены права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Например, индивидуальные предприниматели и юридические лица получат право устанавливать запреты на курение табака на территориях и в помещениях, в которых осуществляется их деятельность, а также право на возмещение вреда их имуществу, причиненному вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Правда, эти и другие права, предусмотренные ст. 9 законопроекта, не распространяются на табачные организации, к которым отнесены юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, ввоз в РФ и вывоз из РФ табачной продукции (или их аффилированные лица, дочерние и зависимые организации), объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. К ним также приравнены предприниматели, осуществляющие производство, ввоз и вывоз из РФ табачной продукции.
Что касается обязанностей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, то к ним планируется отнести следующее:
- соблюдать законодательство в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
- осуществлять контроль за соблюдением вышеуказанного законодательства на территории и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;
- обеспечивать права работников на благоприятную среду без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от вредного воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
- предоставлять гражданам информацию о реализуемых ими мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака.
Законопроектом предусмотрен запрет на курение на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания услуг в системе образования, услуг учреждений культуры, учреждений органов по делам молодежи, услуг физической культуры и спорта, жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов, на рабочих местах и в рабочих зонах в помещениях, на отдельных транспортных средствах и в ряде других мест.
Кроме того, предлагается поэтапно запретить курение в помещениях, предназначенных для оказания медицинской помощи в стационарных условиях, бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания и рынков, с оборудованием, по решению собственника, на переходный период специально выделенных изолированных помещений, оборудованных системами вентиляции.
При этом на основании решения собственника допускается курение табака в специально оснащенных местах на открытых территориях и в специально выделенных изолированных помещениях, оборудованных системами вентиляции, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов, в транспорте дальнего следования, специально выделенных изолированных помещениях общего пользования жилых многоквартирных домов.
Также законопроектом предлагается:
- увеличение акцизов на табачную продукцию, а также установление минимальных розничных цен на табачную продукцию;
- регулирование и раскрытие состава табачных изделий, а также установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий, которое будет осуществляться в соответствии с законодательством о техническом регулировании;
- введение запрета на стимулирование продажи табачных изделий и спонсорства, на демонстрацию табачных изделий и процесса курения в новых аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей, а также на демонстрацию табачных изделий и процесса курения во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях для взрослых, если это не является неотъемлемой частью художественного замысла;
- оказание медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака и лечение табачной зависимости;
- введение учета производства, импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли табачной продукцией, отслеживания производственного оборудования, движения и распределения табачных изделий.
Есть в в законопроекте и нормы, направленные на ограничение оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями. А именно право продажи табачной продукции и табачных изделий предлагается оставить только за стационарными торговыми объектами, площадь которых превышает 50 кв. м (в городах и поселках) и 25 кв. м (в сельских населенных пунктах и вне них). В случае отсутствия в населенном пункте стационарного торгового объекта будет разрешена развозная торговля табачной продукцией. Также будет запрещена выкладка и демонстрация табачной продукции в торговом объекте.
К сведению
По экспертным оценкам, в России курит более 40% взрослого населения — 43,9 млн человек.
Около 80% населения России ежедневно подвергается пассивному курению.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, из-за болезней, вызванных курением, в России ежегодно умирает до 400 000 россиян.
По оценкам экспертов, потери потенциальных лет жизни в трудоспособном возрасте, связанные с преждевременной смертностью, обусловленной курением (у мужчин около 40% всех смертей, у женщин — почти 20%), в целом составляют у мужчин девять лет, у женщин 5,6 года. С учетом таких потерь упущенная выгода в производстве ВВП составляет 1,2 трлн руб., или 6,3% ВВП.
Такая ситуация оценивается как угрожающая здоровью населения России и требует принятия неотложных мер.