<*> Исключаемые из документов или заменяемые фрагменты выделены полужирным курсивом, вновь введенные тексты или цифры - полужирным прямым.
Цитаты из актов приведены в кавычках, комментарии - без кавычек.
Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ (далее - Закон) внесены существенные изменения в Налоговый кодекс РФ. Многие из них можно назвать экстренными антикризисными мерами в пользу налогоплательщиков. Многие поправки улучшают налоговое администрирование. Но есть и отдельные изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков.
Часть первая Налогового кодекса РФ
Изменяемая норма НК РФ |
Содержание нормы |
Дата вступления изменения в силу и особенности применения | |
|
до вступления Закона в силу |
после вступления Закона в силу |
|
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени | |||
Пункт 1 ст. 5 НК РФ дополнен новым абзацем |
|
"Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 ст. 5 НК РФ, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это". Речь идет об актах: - устраняющих или смягчающих ответственность за налоговые нарушения либо устанавливающих дополнительные гарантии защиты прав плательщиков налогов (сборов), налоговых агентов, их представителей; - отменяющих налоги и (или) сборы, снижающих размеры ставок, устраняющих обязанности вышеуказанных лиц или иным образом улучшающих их положение |
С 1 января 2009 г. Распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2008 г. |
Исчисление обязанности по уплате налогов и сборов | |||
Абзац 3 п. 1 ст. 54 НК РФ дополнен новым предложением |
"В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения)" |
"Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога" |
С 1 января 2010 г. |
Статья 59 НК РФ дополнена новым п. 3 |
|
"3. Суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы" |
С 1 января 2009 г. Положения п. 3 ст. 59 НК РФ применяются к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленных банками в бюджетную систему РФ до дня вступления в силу Федерального закона N 224-ФЗ (ст. 9 Закона) |
Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени | |||
Статья 63 НК РФ дополнена новым п. 5 |
Органами, уполномоченными принимать решение об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются: - ФНС России; - налоговые органы по месту нахождения заинтересованного лица; - ФТС России или уполномоченные таможенные органы; - органы и должностные лица, совершающие действия, за которые уплачивается госпошлина |
"5. В случае, предусмотренном ст. 64.1 НК РФ, решение об изменении срока уплаты федеральных налогов принимается министром финансов Российской Федерации" |
С 1 января 2009 г. |
Пункт 1 ст. 64 дополнен новым абзацем |
"Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства РФ" |
"В случае, предусмотренном ст. 64.1 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий пять лет, будет предоставляться по решению министра финансов Российской Федерации" |
|
В НК РФ введена новая ст. 64.1 |
|
Статья 64.1 НК РФ определяет порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов РФ. В частности, установлено, что эта инстанция будет принимать решение, если размер задолженности организации на 10-е число месяца подачи соответствующего заявления налогоплательщика превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально- экономических последствий |
С 1 января 2009 г. |
Пункт 1 ст. 67 НК РФ дополнен новым пп. 4 |
|
Появилось новое основание для предоставления инвестиционного налогового кредита - "выполнение государственного оборонного заказа" |
С 1 января 2009 г. |
Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов | |||
Статья 76 НК РФ |
Данная статья определяет порядок и условия приостановления операций по счетам в банках организаций и предпринимателей в целях обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. При этом положения статьи не затрагивали вопросы приостановления операций по валютным счетам и не конкретизировали сроки выдачи банку решений об отмене решения о приостановлении банковских операций |
Приостановление операций по счетам будет применяться для обеспечения исполнения решения о взыскании не только налога и сбора, но и пеней и штрафов. Уточнено, что приостановление операций по валютному счету налогоплательщика означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о применении данного способа обеспечения, по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления валютных операций. Установлено, что решение об отмене приостановления операций вручается банку или направляется ему в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения |
С 1 января 2009 г. |
Статья 76 НК РФ дополнена новым п. 9.1 |
|
"9.1. Действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика- организации в банке приостанавливается (решение отменяется) в случаях, предусмотренных ст. 76 НК РФ и федеральными законами" |
С 1 января 2009 г. |
Статья 76 НК РФ дополнена новым п. 9.2 |
|
"В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика- организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика- организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока". Проценты определяются в порядке, установленном данным пунктом |
С 1 января 2010 г. |
Налоговый контроль | |||
Пункт 2 ст. 88 НК РФ |
"Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя данного органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки" |
Фрагмент, выделенный полужирным курсивом, исключен |
С 1 января 2009 г. |
Статья 88 НК РФ дополнена новым п. 9.1 |
|
"9.1. В случае если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика" |
С 1 января 2009 г. |
Абзац 1 п. 5 ст. 100 НК РФ |
"5. Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем)" |
"5. Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем)" |
С 1 января 2009 г. |
Абзац 2 п. 4 ст. 101 НК РФ |
"При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста" |
"При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных названным Кодексом, то полученные данным органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста" |
С 1 января 2009 г. |
Абзац 1 п. 9 ст. 101 НК РФ |
"9. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за его совершение вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение" |
"9. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за его совершение вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения" |
С 1 января 2009 г. |
Абзац 3 п. 7 ст. 101.4 НК РФ |
"При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства" |
"При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Если документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных НК РФ сроков, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением НК РФ" |
С 1 января 2009 г. |
Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, и ответственность за их совершение | |||
Пункт 1 ст. 132 НК РФ |
"1. Открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей" |
"1. Открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей" |
С 1 января 2009 г. |
Пункт 2 ст. 132 НК РФ |
"2. Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации, предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей" |
"2. Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей" |
С 1 января 2009 г. |
Статья 133 НК РФ |
"Нарушение банком установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога (сбора) влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки" |
"Нарушение банком установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, местной администрации или организации федеральной почтовой связи о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки" |
С 1 января 2009 г. |
Статья 134 НК РФ |
"Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности" |
"Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему РФ, влечет взыскание штрафа размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 10 тысяч рублей" |
С 1 января 2009 г. |
Пункт 1 ст. 135 НК РФ |
"1. Неправомерное неисполнение банком в установленный НК РФ срок поручения налогового органа о перечислении налога или сбора, а также пени и штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки" |
"1. Неправомерное неисполнение банком в установленный НК РФ срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки" |
С 1 января 2009 г. |
Пункт 2 ст. 135 НК РФ |
"2. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со статьей 46 НК РФ в банке находится поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы" |
Из п. 2 исключены слова "в соответствии со ст. 46 НК РФ" |
С 1 января 2009 г. |
Статья 135.1 НК РФ |
"Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей" |
Уточнено, что документами, за непредставление которых наказывается банк, являются: - справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах; - выписки по операциям на счетах, представляемые в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ. Кроме того, состав данного правонарушения охватывает несообщение банком об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения |
С 1 января 2009 г. |
Часть вторая Налогового кодекса РФ
Изменяемая норма НК РФ или другого закона |
Содержание нормы |
Дата вступления изменения в силу и особенности применения | |
до вступления Закона в силу |
после вступления Закона в силу | ||
Налог на добавленную стоимость | |||
Подпункт 25 п. 2 ст. 149 НК РФ |
Льгота по НДС в отношении реализации "лома и отходов цветных металлов" |
Льгота по НДС в отношении "реализации лома и отходов черных и цветных металлов" |
С 1 января 2009 г. |
Пункт 7 ст. 150 НК РФ |
Льгота по НДС, уплачиваемому на таможне, в отношении "технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций" |
Оборудование может ввозиться по разным основаниям, но оно не должно иметь аналогов, производимых в России, и должно быть упомянуто в специальном правительственном перечне |
С начала квартала, следующего за кварталом, в котором Правительством РФ будет утвержден перечень технологического оборудования |
Пункт 3 ст. 161 НК РФ дополнен новым абзацем |
Пункт 3 ст. 161 НК РФ предусматривает удержание и уплату НДС при аренде государственного и муниципального имущества арендаторами - налоговыми агентами |
Согласно новому абзацу налоговыми агентами также являются покупатели государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, а составляющего государственную казну РФ (субъекта РФ) или соответственно муниципальную казну. Они должны будут исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. Исключение составляют физические лица, не являющиеся предпринимателями |
С 1 января 2009 г. Изменения применяются при отгрузке товаров и передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 г. |
Пункт 4 ст. 161 НК РФ |
"4. При реализации на территории РФ конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества" |
"4. При реализации на территории РФ конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством РФ), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества" |
С 1 января 2009 г. Изменения применяются при отгрузке товаров и передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 г. |
Пункт 5 ст. 161 НК РФ |
"5. При реализации на территории РФ товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога" |
"5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории РФ иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога" |
С 1 января 2009 г. Изменения применяются при отгрузке товаров и передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 г. |
Подпункт 3 п. 1 ст. 165 НК РФ |
"В случаях и порядке, определяемых Минфином России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного органа РФ" |
В порядке, определяемом Минфином России по согласованию с Федеральной таможенной службой, налогоплательщик может представить в налоговый орган вместо копий ГТД для подтверждения нулевой ставки по НДС реестр таможенных деклараций, содержащий: - сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками таможни, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта, - при вывозе товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, при вывозе российских и нероссийских товаров через границу РФ с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен; - сведения о таможенном оформлении товаров в режиме экспорта, с отметками пограничного таможенного органа - при вывозе остальных товаров |
С 1 января 2009 г. Фактически изменения можно будет применять только после утверждения Минфином России по согласованию с Федеральной таможенной службой соответствующего порядка |
Введена новая ст. 27.3 в Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ - специальная антикризисная мера в помощь экспортерам |
|
Установленный п. 9 ст. 165 и п. 9 ст. 167 НК РФ срок представления документов увеличивается на 90 дней, если товары помещены под таможенный режим экспорта, международного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г. Следовательно, момент определения налоговой базы в обычном порядке (не экспортном), т.е. по отгрузке, для таких товаров будет определяться, если пакет документов не собран на 271-й день |
С 27 ноября 2008 г. Собирать документы (их копии), указанные в п. п. 1 - 4 ст. 165 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС можно будет не 180, а 270 дней |
Введен новый абзац в п. 1 и внесены изменения в п. 3 ст. 168 НК РФ |
При получении предоплаты продавец начисляет НДС, но не предъявляет его покупателю, составляя счет-фактуру в одном экземпляре исключительно для себя |
При получении суммы предоплаты от покупателя налогоплательщик обязан предъявить сумму НДС покупателю, исчислив ее по расчетной ставке согласно п. 4 ст. 164 НК РФ (18/1,18 или 10/1,1). При этом, как и при отгрузке, не позднее пяти календарных дней со дня получения сумм предоплаты продавец должен будет выписать счет- фактуру в двух экземплярах и передать его покупателю |
С 1 января 2009 г. |
Статья 169 НК РФ дополнена новым п. 5.1 |
|
Перечислены обязательные для заполнения реквизиты счета-фактуры по предоплате: порядковый номер и дата выписки; наименование, адрес и ИНН налогоплательщика и покупателя; номер платежно-расчетного документа; наименования поставляемых товаров (работ, услуг, имущественных прав); сумма предоплаты; ставка; сумма НДС, предъявляемая покупателю |
С 1 января 2009 г. |
Введены новые п. 12 в ст. 171 и п. 9 в ст. 172 НК РФ |
|
Покупатель имеет право принять к вычету сумму НДС по своей предоплате. Основаниями для вычета у него являются: соответствующий счет-фактура продавца; документы, подтверждающие фактическое перечисление сумм предоплаты; наличие договора, предусматривающего перечисление указанных сумм |
С 1 января 2009 г. |
Введен новый пп. 3 в п. 3 ст. 170 НК РФ |
|
Принятый к вычету НДС по предоплате нужно восстановить в том квартале, в котором принят к вычету НДС по отгрузке. Восстановление производится также в случае изменения условий или расторжения договора и возврата соответствующих сумм предоплаты продавцу |
С 1 января 2009 г. |
Абзац 2 п. 4 ст. 168 НК РФ |
Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг |
Утрачивает силу |
С 1 января 2009 г. Имеется переходная норма. Согласно п. 12 ст. 9 Закона, если налогоплательщик- покупатель, приобретя товары (работы, услуги, имущественные права), поставил их на учет до 31 декабря 2008 г. включительно, то при осуществлении им расчетов ценными бумагами или в порядке товарообменной операции, или взаимозачетом суммы "входного" НДС подлежат вычету у него по старым правилам |
Пункт 2 ст. 172 НК РФ |
При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком согласно п. 4 ст. 168 НК РФ |
Утрачивает силу | |
Абзац 2 п. 5 ст. 172 НК РФ |
Вычеты сумм НДС, исчисленных налогоплательщиком при выполнении строительно- монтажных работ для собственного потребления, производятся по мере уплаты в бюджет данных сумм в соответствии со ст. 173 НК РФ |
Вычеты сумм НДС, исчисленных при выполнении строительно- монтажных работ для собственного потребления, производятся на момент определения налоговой базы, установленный п. 10 ст. 167 НК РФ. Фактически это означает, что в декларации начисленная сумма уменьшается на сумму вычета и в бюджет ничего уже не нужно уплачивать, если у налогоплательщика есть право на вычет в силу п. 6 ст. 171 НК РФ. А такое право есть, если построенный объект будет учтен в целях налогообложения прибыли и будет применяться для облагаемых НДС операций |
С 1 января 2009 г. Суммы НДС, исчисленные при выполнении СМР для собственного потребления с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2008 г. и не принятые к вычету до 1 января 2009 г., подлежат вычетам в прежнем порядке (п. 13 ст. 9 Закона) |
Абзац 4 п. 3 ст. 176 НК РФ |
Одновременно с этим решением (имеется в виду решение о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, выносимое по результатам камеральной проверки декларации по НДС. - Авт.) выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению |
"Одновременно с этим решением принимается: - решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; - решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; - решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению" |
С 1 января 2009 г. |
Налог на доходы физических лиц | |||
Абзац 13 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ |
Максимальный размер имущественного налогового вычета, применяемого при постройке или приобретении жилья, равен 1 млн руб. |
Максимальный размер имущественного налогового вычета, применяемого при постройке или приобретении жилья, равен 2 млн руб. |
С 1 января 2009 г. Новый лимит распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г. |
Подпункт 2 п. 1 и п. 2 ст. 228 НК РФ |
Физические лица самостоятельно исчисляют суммы НДФЛ с доходов от продажи собственного имущества и сами их уплачивают в бюджет. Вопрос о необходимости удержания налоговым агентом НДФЛ, если физическое лицо продает имущественные права, не урегулирован |
Физические лица самостоятельно исчисляют суммы НДФЛ с доходов от продажи собственного имущества и имущественных прав. Налоговым агентам не нужно удерживать НДФЛ при покупке у физических лиц имущественных прав |
С 1 января 2009 г. |
Подпункт 7 п. 1 ст. 228 НК РФ |
Физические лица, получающие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ, в отношении этих доходов самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ. Существует неясность относительно признания организации или индивидуального предпринимателя налоговым агентом |
Физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ, в отношении этих доходов самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ. Соответственно, если что-то дарят организации или индивидуальные предприниматели, они признаются налоговыми агентами |
С 1 января 2009 г. |
Введена новая ст. 3.1 в Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ |
|
По договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным до 2008 г. на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим осуществления страховых выплат в пользу застрахованного лица, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), страховые взносы по которым до 2008 г. были в полном объеме уплачены за физических лиц из средств работодателей, исчисление и уплата НДФЛ производятся по правилам пп. 2 п. 1 ст. 213 НК РФ в редакции, действовавшей в 2007 г. |
С 27 ноября 2008 г. |
Налог на прибыль | |||
Введена новая ст. 27.1 в Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ |
|
Налогоплательщикам разрешается поменять предусмотренный ст. 286 НК РФ порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей за IV квартал 2008 г. на следующий. Сумма платежа исчисляется исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится его уплата. При этом сумма платежа определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Для применения такого порядка необходимо отразить изменение в учетной политике для целей налогообложения и уведомить об этом налоговую инспекцию не позднее срока уплаты соответствующего авансового платежа (в том числе если рассчитанная сумма авансового платежа отрицательна или равна нулю) |
С 27 ноября 2008 г. Это экстренная антикризисная мера. Она особенно актуальна для тех организаций, у которых по итогам IV квартала ожидается убыток |
Подпункт 32 п. 1 ст. 251 НК РФ |
При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором |
При определении налоговой базы не учитываются доходы "в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором, а также капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией- ссудополучателем" |
С 1 января 2009 г. |
Абзац 2 п. 2 ст. 254 НК РФ |
Получив материалы или иное имущество при ликвидации основных средств или выявив его в ходе инвентаризации, организация обязана отразить стоимость такого имущества в налоговом учете как внереализационный доход (п. п. 13, 20 ст. 250 НК РФ). Однако, реализуя или списывая в производство полученные вышеуказанным способом материально- производственные запасы, организация не может в целях налогообложения учесть как расход всю сумму их стоимости. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ расходом в данном случае будет признаваться сумма, равная сумме налога, исчисленной с внереализационного дохода от поступления соответствующего имущества |
Предусмотренный абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ для МПЗ порядок распространен на выявленное в результате инвентаризации прочее имущество (основные средства, нематериальные активы, ценные бумаги и т.д.), а также на запчасти, детали и материалы, остающиеся после ремонта основных средств |
С 1 января 2009 г. |
Абзац 2 п. 1 ст. 257 НК РФ |
Если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, его первоначальная стоимость определяется как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ, плюс расходы на доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов |
Указанный порядок будет распространен на имущество, выявленное при инвентаризации |
С 1 января 2009 г. |
Пункт 9 ст. 258 НК РФ |
В редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ <*>: "Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением полученных безвозмездно), а также не более 10% расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ (амортизационная премия). Если налогоплательщик использует указанное право, соответствующие объекты после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом амортизационной премии, а суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в указанных выше случаях, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп (подгрупп) (изменяют первоначальную стоимость объектов, амортизация по которым исчисляется линейным методом) за вычетом не более 10% таких сумм" |
Согласно новой редакции амортизационная премия может быть увеличена до 30% в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам. В данную вилку попадают средства со сроком полезного использования свыше 3 лет и до 20 лет включительно. Для остального амортизируемого имущества оставлен прежний максимальный размер амортизационной премии - 10% первоначальной стоимости. Если основные средства, в отношении которых была применена амортизационная премия, будут реализованы ранее чем по истечении пяти лет с момента введения их в эксплуатацию, суммы расхода в виде амортизационной премии подлежат восстановлению и включению в состав доходов |
С 1 января 2009 г., но по отношению к основным средствам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2008 г. Это значит, что в январе организации будут вправе пересчитать налоговые обязательства по налогу на прибыль с начала 2008 г. с учетом повышенной амортизационной премии, скорректировать налоговые декларации и заявить налог к возмещению из бюджета |
Новый абзац в п. 1 ст. 259 НК РФ |
В п. 1 ст. 259 НК РФ в редакции, действующей в настоящее время, говорится о том, что налогоплательщики могут начислять амортизацию либо линейным, либо нелинейным методом. В данный пункт Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ внесены следующие дополнения. Налогоплательщик самостоятельно устанавливает метод начисления амортизации применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением тех, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с п. 3 ст. 259 НК РФ) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет |
В п. 1 ст. 259 НК РФ в редакции Закона N 224-ФЗ добавлен новый абзац. В нем указано: установленные организацией методы начисления амортизации (линейный или нелинейный) применяются ко всем основным средствам независимо от даты их приобретения |
С 1 января 2009 г. |
Подпункт 8 п. 1 ст. 265 НК РФ |
К внереализационным расходам относятся, в частности, расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы |
Норма распространена на списание нематериальных активов. Кроме того, добавлен новый абзац, согласно которому во внереализационные расходы включаются суммы недоначисленной амортизации, если она начислялась линейным методом. Если же применялся нелинейный метод, то вместо пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ применяется п. 13 ст. 259.2 НК РФ: несмотря на то что объект списывается с налогового учета, суммарный баланс амортизационной группы не изменяется, а амортизация по группе продолжает начисляться как прежде |
С 1 января 2009 г. |
Введена новая ст. 27.2 в Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ |
|
Те организации, которые применяли понижающий коэффициент амортизации 0,5 в отношении легковых авто и микроавтобусов с первоначальной стоимостью более 600 000 руб. и 800 000 руб. соответственно, с 1 января 2009 г. этот коэффициент не применяют |
С 27 ноября 2008 г. |
Абзац 5 п. 1 ст. 261 НК РФ |
К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся "расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователям и в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений. К этим расходам также относятся компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими землепользователями" |
К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся "расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений. К этим расходам также относятся компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими налогоплательщиками" Напомним, что такие затраты включаются в состав расходов равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации объекта |
С 1 января 2009 г. |
Статья 263 НК РФ |
Наименование статьи - "Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества" |
Наименование статьи - "Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование". По всей статье словосочетание "страхование имущества" заменено на словосочетание "имущественное страхование".
|
С 1 января 2009 г. По нашему мнению, в целях налогообложения можно будет в полной сумме признавать расходы по договорам добровольного имущественного страхования объектов, поименованных в перечне п. 1 ст. 263 НК РФ, включая страхование риска гражданской ответственности за причинение вреда определенным имуществом другим лицам и риска убытков от предпринимательской деятельности |
Пункт 1 ст. 263 НК РФ |
|
Закрытый перечень видов добровольного имущественного страхования дополнен: - пп. 9 - страхование риска ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с финансированием строительства и (или) строительством олимпийских объектов в г. Сочи; - пп. 10 - другие виды добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством РФ такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности | |
В абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ ст. 8 Закона введена антикризисная поправка |
В силу п. 1 ст. 269 НК РФ расходом признаются проценты в пользу кредиторов при условии, что размер этих процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для тех, кто исчисляет ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли) на сопоставимых условиях. Далее поясняется, что такое сопоставимые условия и что означает "существенно не отклоняется". В абз. 4 описывается, как поступать при отсутствии в том же квартале выданных на сопоставимых условиях долговых обязательств или если налогоплательщик не желает сложным образом проводить сравнение. Нужно сравнивать фактическую величину процентов с предельной величиной, признаваемой расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах). Эта предельная величина принимается равной: - ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза, - по рублевым обязательствам; - 15 % - по долговым обязательствам в иностранной валюте |
Действие абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ приостановлено до 31 декабря 2009 г. На этот период ст. 8 Закона вводится повышенная предельная величина процентов. По рублевым обязательствам она принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,5 раза, а по долговым обязательствам в иностранной валюте - равной 22% |
С 1 января 2009 г. Положения ст. 8 Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г. По нашему мнению, это означает, что после 1 января 2009 г. налогоплательщики смогут пересчитать в сторону увеличения расходы в виде процентов, начисленных с 1 сентября 2008 г. |
Пункт 1 ст. 284 НК РФ |
Ставка налога на прибыль равна 24%. При этом федеральная составляющая ставки - 6,5% |
Ставка налога на прибыль равна 20%. При этом федеральная составляющая ставки - 2,5% |
С 1 января 2009 г. |
Пункт 2 ст. 288 НК РФ дополнен новым абзацем |
В целях определения доли прибыли, приходящейся на головное предприятие и обособленные подразделения, налогоплательщики должны определять удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения в остаточной стоимости амортизируемого имущества организации |
При использовании с 2009 г. нелинейного метода по новым правилам (ст. 259.2 НК РФ) трудно будет вычленить остаточную стоимость отдельного объекта из суммарного баланса амортизационной группы. Согласно новому абзацу п. 2 ст. 288 НК РФ организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, вправе определять остаточную стоимость по данным бухгалтерского учета |
С 1 января 2009 г. |
Абзац 4 п. 3 ст. 325 НК РФ |
Осуществленные расходы по договорам с подрядчиками о проведении геолого- поисковых и геолого- разведочных работ включаются в состав прочих расходов только по окончании работ (с 1-го числа месяца, в котором подписан последний акт выполненных работ). Причем списание делается равномерно в течение последующих 12 месяцев |
Начинать такое равномерное списание можно уже после подписания акта первого этапа работ |
С 1 января 2009 г. |
Упрощенная система налогообложения | |||
Пункт 2 ст. 346.20 НК РФ |
Если УСН применяется с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", то налоговая ставка установлена одинаково для всей страны - в размере 15% |
Субъектам РФ делегируются полномочия по установлению на территории региона дифференцированных налоговых ставок в пределах от 5 до 15% в зависимости от категории налогоплательщиков |
С 1 января 2009 г. |
Пункт 2 ст. 346.14 НК РФ изменен Федеральным законом от 24.11.2008 N 208-ФЗ |
Объект налогообложения по единому налогу не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения |
Объект налогообложения может изменяться ежегодно. Он может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения |
С 1 января 2009 г. Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2008. По нашему мнению, это означает, что налогоплательщики могли уведомить инспекцию о смене объекта налогообложения до 20 декабря 2008 г. |
Единый налог на вмененный доход | |||
Подпункты 1 и 2 нового п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ |
На уплату ЕНВД не переводятся, в частности: организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек; организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% |
Указанные ограничения в отношении аптечных учреждений будут применяться только с 1 января 2011 г. (изменения в ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ). Главное, чтобы аптечное учреждение соответствовало требованиям Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах". Если аптечные учреждения им не соответствуют то ограничения будут применяться с 2009 г. |
С 1 января 2009 г. |
--------------------------------
|