Индекс предпринимательской уверенности в российской индустрии в ноябре нынешнего года перешел из нейтральной зоны в положительную и составил +1%, показали данные опроса, проведенного Росстатом. Индикаторы раннего оповещения, учитывающие мнения руководителей около 4600 крупных и средних российских промышленных организаций, выявили определенный всплеск оптимизма «директорского корпуса» относительно состояния делового климата в возглавляемых ими компаниях.
Рост оптимизма связан, по оценке экспертов Центра конъюнктурных исследований ВШЭ, с улучшением производственной и спросовой ситуаций. Так, доля руководителей предприятий, отметивших повышение спроса и выпуска продукции по сравнению с предыдущим месяцем, возросла до максимальных значений за последний год (19 и 23% соответственно).
Эти позитивные изменения сопровождались замедлением темпов роста цен. В последнем месяце осени по сравнению с октябрем текущего года только 13% руководителей предприятий констатировали рост цен на отгруженную продукцию и 27% — на потребляемые материальные ресурсы, что является минимальными значениями за последние пять месяцев.
Вместе с тем ученые «Вышки» полагают, что пока еще рано говорить о появлении положительной тенденции в деятельности российской промышленности. Для этого необходимо как минимум проанализировать результаты одного-двух последующих опросов.
Середняки рванули вперед
Причиной осторожных выводов экспертов стал ряд факторов.
Во-первых, на сегодняшний день отсутствуют какие-либо ярко выраженные макроэкономические тренды, способствующие всплеску позитивных настроений у предпринимателей.
Во-вторых, основными драйверами роста деловой активности в ноябре стали средние по концентрации численности занятых промышленные предприятия.
В-третьих, деловой климат на крупных отраслеобразующих и экспортно ориентированных предприятиях даже ухудшился. В частности, индекс предпринимательской активности у базовых предприятий (около 600 единиц в выборке) снизился по сравнению с октябрем на 1 п.п. и составил –7%, что является самым низким значением показателя с декабря 2009 г.
По всей вероятности, средние предприятия в меньшей степени, чем крупные, подвержены лимитирующему воздействию негативной ситуации, наблюдаемой в настоящее время на товарных рынках еврозоны, Америки и Китая, считают эксперты ЦКИ ВШЭ. Средним компаниям есть что показать потребителям своей продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынках. В сложившихся нестабильных условиях они воспользовались «гроссмейстерской» паузой, взятой крупными игроками, и пытаются войти в сбытовые ниши, даже не увеличивая свою ценовую составляющую для роста рентабельности.
Много налогов и мало денег
К негативным трендам нужно отнести незначительное снижение численности занятых в индустрии, которое отметили представители «директорского корпуса» в ноябре по сравнению с предыдущим месяцем.
В оценках финансовой ситуации отмечено преобладание негативных мнений. Хотя ухудшение финансовой составляющей промышленных предприятий (обеспеченность собственными финансовыми ресурсами и прибыль компаний) слегка замедлилось.
Уровень запасов готовой продукции на складах оставался стабильным, а средний показатель загрузки производственных мощностей пятый месяц подряд составляет 64%.
Главными барьерами, лимитирующими производство, по-прежнему оставались фискальные проблемы (высокий уровень налогообложения), недостаток финансовых средств и недостаточный спрос на производимую продукцию. Об этом в ноябре сообщили 44, 39 и 43% респондентов соответственно.
Среди укрупненных видов деятельности наиболее заметные позитивные изменения в ноябре по сравнению с октябрем выявлены в обрабатывающей отрасли.
Несколько улучшился деловой климат на добывающих предприятиях. Вместе с тем с учетом ухудшения глобальной экономической конъюнктуры, по мнению ученых «Вышки», многие российские добывающие предприятия работают на пределе спроса на свою продукцию. Дальнейшее улучшение делового климата здесь связано с поиском новых рынков сбыта или с повышением цен на выпускаемую продукцию.
В сырьевых отраслях лучшая ситуация складывалась на предприятиях, добывающих полезные ископаемые (кроме топливно-энергетических). В обрабатывающем секторе прилично выглядела ситуация на предприятиях целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности, а также производящих пищевые продукты (включая напитки) и табак.
С учетом сезонности хуже, чем в других укрупненных отраслях промышленности, складывалась ситуация на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды.
Преобладание позитивных трендов на промышленных предприятиях способствовало росту в ноябре основного композитного индикатора исследования — индекса предпринимательской уверенности. После трехмесячной стагнации он вырос на 1 п.п. и составил +1%.
Без особых успехов и провалов
Декабрьские итоги развития промышленности, прогнозирует директор ЦКИ Георгий Остапкович, вряд ли смогут серьезно повлиять на оценку состояния делового климата в отрасли в 2012 г. Поэтому можно подвести предварительные итоги работы индустрии за год.
Помесячная динамика темпов промышленного производства показывает, что отрасль успела побывать в текущем году в трех основных фазах экономического цикла: росте, стагнации и падении. Очевидно, что состояние отрасли в целом за 2012 г. назвать этапом развития нельзя. Тем не менее каких-либо крупных провалов в работе промышленности и ее отдельных укрупненных отраслей также не отмечено. В частности, промышленности удалось избежать сползания в рецессию, что предсказывали некоторые эксперты весной текущего года.
Несмотря на относительно высокие цены на российское углеводородное сырье, отрасль не заразилась «голландской болезнью». Можно отметить достаточно «правильную» помесячную структурную динамику производства в укрупненных отраслях промышленности. Исключение составляют лишь лидер состояния делового климата — автопром и аутсайдер — текстильное и швейное производство. Причем причины таких полярных значений показателей деловой конъюнктуры вполне объяснимы. Автопроизводители последние годы находятся под постоянной, в том числе финансовой, опекой государства, а швейники и текстильщики испытывают огромное давление со стороны импорта, особенно дешевых поставок из азиатских стран. Если бы не заказы оборонного ведомства и правоохранительных органов, отрасль могла бы войти в текущем году в более крутое пике.
В целом, по оценке Г. Остапковича, промышленность в нынешнем году находилась в состоянии спрессованной волатильности с преобладанием вялотекущего малозаметного роста.
Объективными причинами слабого роста российской индустрии в текущем году стала непредсказуемая экономическая конъюнктура на мировых товарных рынках, вызванная кризисными процессами в еврозоне, а также замедлением экономического роста в Америке и Китае.
Крупные российские предприниматели, возглавляющие отраслеобразующие и экспортно ориентированные предприятия, которые в основном формируют производственный тренд в промышленности, предпочли сделать паузу в развитии своих компаний. В условиях непредсказуемой ценовой и сбытовой конъюнктуры внешнего и внутреннего рынка данная стратегия имеет право на существование. Главное, чтобы эта искусственная пауза не затянулась надолго.