«Зачастую те аграрии, что страхуются, получают выплаты позже, чем те, кто не идет цивилизованным путем», — сообщил представитель «Ингосстраха» на прошедшем 27 ноября в Москве круглом столе по проблемам агрострахования. Механизм страхования фермерских хозяйств с господдержкой до сих пор толком не заработал, признали участники мероприятия. Несмотря на то что последние три года ознаменовались для аграриев значительными убытками, страхование посевов в России все еще недостаточно популярно.
По данным замглавы Минсельхоза России Дмитрия Юрьева, на 1 ноября в рамках сельхозстрахования с господдержкой было заключено 5665 договоров страхования посевов на площади 10,8 млн га — это всего 18,6% от общей площади посевов, что в два раза ниже уровня, намеченного в начале года правительством.
С момента вступления в силу нового закона о сельхозстраховании с господдержкой в январе 2012 г. премии страховых компаний составили порядка 8 млрд руб., включая примерно 4,3 млрд руб. со стороны государства. Более 60% договоров на рынке заключается с членами Национального союза агростраховщиков (НСА), куда входят 24 страховые компании. Это профобъединение позиционирует себя как принципиального врага схем.
Остальные 40% рынка принадлежат другому союзу страховщиков под названием «Агропромстрах». Если принять на веру упреки НСА в сторону «Агропромстраха» о приверженности к схемам, уровень реального сельхозстрахования в России окажется на 40% ниже от названного Д. Юрьевым. Это примерно 11,16% от общей площади посевов.
По данным Д. Юрьева, за январь — октябрь агростраховщиками было принято 910 заявлений о наступлении страхового случая на общую сумму 3,2 млрд руб. Из них были урегулированы около 350 случаев на сумму примерно 0,5 млрд руб. Компания «Ингосстрах» предполагает, что по итогам года убытки аграриев могут сравниться с потерями, понесенными после засухи 2010 г.
Несмотря на это сельхозстрахование не приняло до сих пор массового характера. Страховщики объясняют это рядом факторов. Во-первых, никуда не делся механизм поддержки аграриев на государственном уровне в случае серьезных убытков. Именно поэтому фермерам зачастую проще и быстрее получить помощь из бюджета, чем обращаться за выплатой к страховщикам, — обязанности и зоны ответственности государства и страховых компаний в сегменте агрострахования не разграничены.
Во-вторых, потенциальных страхователей не устраивает высокий критерий утраты урожая сельхозкультур — от 30%. Как отмечают фермеры, в ряде регионов страны вероятность такого серьезного ущерба крайне мала, зато утрата в размере 10—15% случается регулярно.
Наконец, огромное число (60%) отказов от заключения договоров страхования связано с отсутствием у фермеров денежных средств на оплату первой части страховой премии. Бедность и «тотальная закредитованность» аграриев, по выражению президента Национального союза агростраховщиков (НСА) Корнея Биждова, толкают фермеров в сторону схем, которые еще недавно занимали до 90% рынка сельхозстрахования с господдержкой. По факту такое страхование представляет собой присвоение государственных средств страховой компанией и фермерским хозяйством в соответствии с предварительным сговором и в отсутствие реальной страховой защиты.