Минэкономразвития России опубликовало в рамках оценки регулирующего воздействия проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей проведения государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов, оснований проведения проверок и периодичности их проведения».
В настоящий момент к отношениям, связанным с осуществлением контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, применяются нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).
Так, согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ плановые проверки застройщиков проводятся не чаще чем один раз в три года. Хотя сейчас многоквартирные дома возводятся в среднем за один-два года. В результате деятельность застройщика, связанная с привлечением денежных средств дольщиков, в том числе на предмет целевого использования этих средств, в плановом порядке может быть не проверена.
В связи с этим Минфин России предлагает изменить периодичность проведения плановых проверок, а также основания проведения плановых и внеплановых проверок.
В частности, основанием для проведения плановой проверки будет истечение одного года с даты выдачи застройщику разрешения на строительство или с даты окончания проведения последней плановой проверки застройщика, лица, привлекающего денежные средства граждан для строительства.
Таким образом, плановые проверки в отношении застройщиков будут проводиться раз в год.
Что касается внеплановых проверок, то основанием для их проведения Минфин России предлагает установить:
- истечение срока исполнения застройщиком выданного контролирующим органом предписания об установлении выявленного нарушения обязательных требований;
- выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, и (или) проектной декларации признаков нарушений обязательных требований;
- поступление в контролирующий орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ, в том числе электронных, о фактах нарушений обязательных требований;
- приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ либо высшего органа государственной власти субъекта РФ;
- требование прокурора, изданное им в рамках надзора за исполнением законов, о проведении внеплановой проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
При этом внеплановая проверка по обращениям и заявлениям граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ, в том числе электронных, о фактах нарушений обязательных требований может быть проведена незамедлительно. Единственное, что нужно сделать контролирующему органу, — известить об этом орган прокуратуры в порядке, установленном ч. 12 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. Предварительное уведомление застройщика и лица, осуществляющего привлечение денежных средств граждан для долевого строительства, в этом случае не допускается.
Законопроектом также предлагается уточнить полномочия контролирующего органа. При осуществлении госконтроля и надзора этот орган (его должностные лица) помимо установленных сейчас в ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» прав, сможет:
- привлекать в установленном порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю;
- признавать граждан пострадавшими от застройщика, не исполнившего (ненадлежаще исполнившего) обязательства по договору участия в долевом строительстве, и вести реестр таких граждан;
- беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) о назначении проверки посещать территории, здания, помещения, сооружения, используемые застройщиками, лицами, привлекающими денежные средства граждан для строительства.
Также этот орган получит полномочия по определению критериев отнесения граждан к пострадавшим и утверждению правил по ведению реестра таких граждан.