Вопросы, что такое управленческий учет и что с ним делать, занимают умы специалистов — ученых и практиков уже не один десяток лет. Много внимания определению понятия и сущности управленческого учета уделила Первая московская международная конференция «Контроллинг и управленческий учет: практический опыт реализации», информационным спонсором которой выступила «ЭЖ».
Разные специалисты трактуют управленческий учет по-разному.
Кто-то понимает его как систему внутреннего управления экономикой предприятия; другие — как учет, цели, задачи и методы которого могут быть различны у каждого предприятия, третьи — как ранее устоявшиеся понятия производственного учета затрат и калькулирования себестоимости. Есть и такие точки зрения, особенно принимая во внимание средства автоматизации и компьютерные программы, что управленческий учет представляет собой развитую аналитику бухгалтерского учета.
Еще в 1996 году «ЭЖ» (№ 16) писала, что «управленческий учет представляет собой совокупность моделей финансового и материального учета, и он необходим для эффективной деятельности компании». А «ЭЖ» (№ 32, 1996) обращала внимание читателей на то, что «управленческий учет является проблем но зависимым, то есть определение объектов и процесса учета зависит от постановки управленческой задачи. Следовательно, это учет в целях реализации деятельности фирмы как единого бизнес-процесса». Заметим, что фактически нет принципиальной разницы между общей идеологией учета, характерной для крупных отечественных предприятий, и тем, что подразумевают под «управленческим учетом». Существенно отличается формирование учетной схемы. При этом наиболее сложны для решения следующие задачи:
- своевременность предоставления значительного объема информации для оперативного анализа и принятия управленческих решений;
- необходимость применения разнообразных технологий планирования (бюджетирования, управления проектами и т. п.);
- необходимость применения технологий управления качеством на уровне современных требований и достижений (типа ISO9000).
Можно привести еще не один пример того, что такое управленческий учет. Но различные определения не снижают его актуальности и многие предприятия внедряют его в повседневную практику.
Консолидированные отчеты
Дмитрий Россихин (компания «Итан») придерживается следующего определения: «Управленческий учет — это предоставление лицам в самой организации информации, на основе которой они принимают обоснованные решения и повышают эффективность и производительность текущих операций».
Для обеспечения его основных функций, вытекающих из такого определения, необходим контроль текущего состояния предприятия и измерение результатов деятельности. А для этого составляются консолидированные отчеты по всему предприятию в целом (с учетом внутрихолдинговых взаиморасчетов) и по различным центрам финансового учета — филиалам, подразделениям, группам товаров, контрагентам, агентам.
С этой целью управленческий учет можно разделить на две части. Одна из них —производственная (оперативная) решает задачи: учета остатков; расчета себестоимости; учета взаиморасчетов; учета денежных средств. А управленческая (финансовая) часть — учета затрат, мониторинга и анализа деятельности предприятия; планирования и бюджетирования.
Управленческая матрица
Хотя наиболее распространено следующее определение: «Управленческий учет — это система сбора, обработки и предоставления информации руководству организации для принятия обоснованных решений», Светлана Николаева (аудиторско консалтинговая фирма ЦБА) считает его неполным и некорректным.
«Нужен инструмент, который бы позволил осознанно и относительно независимо от субъективных пристрастий рассматривать предмет управленческого учета, который бы сочетал в себе разумную гибкость и абсолютную, однозначную конкретность обсуждаемых категорий», — считают специалисты ЦБА. По их мнению, таким инструментом может служить управленческая матрица, основанная на том принципе, что система управления представляет собой, с одной стороны, совокупность объектов управления, а с другой — совокупность реализуемых в отношении этих объектов управленческих функций.
Столбцы этой матрицы соответствуют управленческим функциям, а строки —объектам управления:
- ресурсы — все то, чем может воспользоваться организация для достижения своих целей;
- структурные единицы— все то, из чего состоит организация (в целом и до отдельного работника);
- процессы (работы, операции) — все то, что составляет деятельность организации;
- показатели — количественные и качественные характеристики всех представленных выше категорий объектов управления.
Такая классификация позволяет сказать, что управленческий учет есть система управления организацией, предполагающая реализацию управленческих функций в отношении: и совокупности процессов, составляющих деятельность, и участвующих в процессах структурных единиц организации, и используемых в процессах ресурсов, а также показателей, отражающих характеристики всех других категорий объектов управления.
При этом третье измерение может отражать категории субъектов управления, четвертое — временной интервал реализации управленческих функций. Каждый пользователь матрицы формирует необходимый ему перечень функций и объектов управления, исходя из своих задач или сложившейся практики.
В результате появляется возможность регулировать широту предметного содержания управленческого учета от охвата всех функций и объектов управления, когда управленческий учет, по сути, становится системой управления, до выделения конкретной функции и объекта, например учет затрат.
Управленческая матрица позволяет каждому пользователю подобрать собственное, но понятное определение управленческого учета.
Управленческая задача
В «ЭЖ» (№ 10, 1998) Сергей Колесников писал, что «под управленческим учетом мы будем понимать систему организации, сбора и агрегирования учетных данных, направленную на решение конкретной управленческой задачи». Исходя из этого определения сначала необходимо сформировать управленческую задачу и описание ее решения; данные, которые нужны для ее решения, систему их сбора и хранения; результаты, которые планируется достичь. Кроме того, нужно определить или назначить ответственных за их достижение и соответственно систему управленческой отчетности, планирования и прогнозирования результатов деятельности (последнее положение входит в решение управленческой задачи, но ввиду его важности выделяется отдельно).
Следующий этап — согласование принятых решений с системой организации и сбора данных. Тут необходимо увязать принятые решения с уже существующими, учетной политикой и бухгалтерской практикой и, наконец, с используемыми учетными технологиями. Важно связать данные управленческого учета с нормативным расчетом себестоимости таким образом, чтобы «валовые» результаты за период при различных методах учета если и отличались бы, то прогнозируемым образом.
«Если два предыдущих этапа были проведены аккуратно, то на этапе реализации принятых решений проблем будет немного», —считает С. Колесников. Достаточно просто все принятые решения «переложить с бумаги в жизнь». Возможно, потребуется провести курс обучения для персонала. Важно поддержать процесс постановки управленческого учета организационно-административными мерами. Необходимо официально возложить ответственность за сбор и анализ данных на персоналии менеджеров и тем самым завершить формирование системы сбора управленческих данных, разработать должностные инструкции для исполнителей, утвердить формы документов и правила документооборота, что вместе с отчетными и аналитическими формами и образует систему агрегирования учетных данных.
На практике часто встречается ситуация, когда первые два этапа не завершаются «ввиду очевидности» и сразу начинаются попытки реализовать «в металле и камне» решения «из головы». Кончается это, как правило, плохо.
Создание системы управленческого учета практически невозможно без классификации процессов и технологий в соответствии с его систематикой, что позволит выработать правильную методологию учета затрат, определения результатов деятельности подразделения, да и наконец просто определения системы управленческой отчетности подразделения (см. схему).
Как видно, в основе управленческого учета лежат три источника:
- технология бизнеса в целом и конкретного вида деятельности в частности;
- учетная политика предприятия и правила бухучета конкретного вида деятельности;
- нормативная база конкретного вида бизнеса.
На их основе формируется собственно управленческий учет, который представляет собой систему организации, сбора и агрегирования данных с учетом конкретной управленческой задачи. После завершения процесса формирования управленческого учета формируется «внешний интерфейс управленческого учета», состоящий из трех тесно взаимосвязанных систем (трех составных частей):
- учета затрат (интерфейс с финансами);
- показателей деятельности (интерфейс с регулярным менеджментом);
- управленческих отчетов (интерфейс с системой принятия решений).
Если «источники» управленческого учета реже подвергаются сомнению, то «составные части» очень часто забываются, будучи сведенными только к учету затрат.
При этом надо отметить, что как показатели деятельности, так и управленческие отчеты могут иметь нефинансовый характер, отражая специфику деятельности подразделения.
Управленческий учет можно классифицировать как по источникам, так и по составным частям. Однако легко видеть, что объединить ту и другую системы классификации может вид бизнес-процесса, на который должна быть наложена система управленческого учета.
Несмотря на различные толкования термина «управленческий учет» и подходы к его реализации, несомненно одно — он актуален. А единственным критерием«правильности» любого определения, подчеркивает С.Николаева, являются последствия его применения на практике.
Основные функции управленческого учета
- управление затратами;
- измерение результатов деятельности;
- мотивация сотрудников;
- планирование и контроль выполнения планов;
- бюджетное управление.
Источник: компания «Итан»
Примеры некоторых решений, принимаемых на основе данных управленческого учета
- Корректировка действий топ-менеджеров
✔ делегирование полномочий и оказание управленческого воздействия по результатам деятельности.
- Изменение структуры компании
✔ прекращение деятельности ЦФО (филиалов, подразделений) и привлечение инвестиций в другие ЦФО;
✔ создание новых подразделений;
✔ преобразование центров затрат в ЦФО.
- По продукции/товару
✔ прекращение производства (торговли) какой-либо продукцией (товаром);
✔ аутсорсинг.
- Инвестиционные
✔ привлечение инвестиций.
- Управление затратами
✔ управление затратами (минимизация устранимых затрат, увеличение приростных затрат);
✔ сохранение косвенных затрат на текущем уровне при увеличении оборотов.
- Кадровые
✔ изменение системы мотиваций;
✔ увольнение неэффективных сотрудников.
Источник: компания «Итан»
Управленческая матрица
|
Планирование |
Учет |
Принятие решений |
Ресурсы |
|
|
|
Структурные единицы |
|
|
|
Процессы |
|
|
|
Показатели |
|
|
|