Российские машиностроительные предприятия сегодня осваивают новое производство, развивают сбытовые сети, пытаются конкурировать с западными поставщиками, выходить на международные рынки. Чтобы эффективно работать в новых условиях, предприятия обращаются к современным средствам автоматизации. Так, ОАО «Калужский двигатель» (ОАО «КАДВИ»), одно из ведущих предприятий в регионе, для повышения эффективности своей деятельности выбрало решение компании «АНД Проджект» на базе системы Microsoft Business Solutions-Axapta.
Предприятие насчитывает 5000 сотрудников, основано в 1966 году и производит газотурбинные двигатели малой мощности для применения в наземных энергетических установках, газотурбинные электростанции, мини-теплоэлектростанции и газотурбинные автономные средства электроснабжения, а также товары народного потребления — мотоблоки и навесное оборудование к ним.
Выбор решения
В качестве основного управленческого инструмента на предприятии использовались бухгалтерская система отечественной разработки и ряд автоматизированных рабочих мест для решения узкоспециализированных задач (расшифровка бухгалтерских проводок, кадровый учет, расчет заработной платы и др.). Существующие инструменты обеспечивали руководство аналитическими отчетами с опозданием, что затрудняло принятие оперативных решений. Они не могли предоставить полной информации о предприятии для принятия стратегических решений и планов развития. Оперативная картина экономического состояния предприятия не могла быть предоставлена на основании информации из нескольких десятков программных продуктов, что обусловило необходимость создания современной интегрированной системы управления класса ERP.
Выбор системы и поставщика решения проходил в рамках закрытого тендера— рассматривался ряд отечественных и зарубежных систем. Основными требованиями были опыт использования системы в отрасли, наличие успешных завершенных внедрений. В пользу Microsoft Axapta сыграло также наличие отраслевых решений: у «АНД Проджект» есть решение для машиностроения, включающее модуль интеграции Microsoft Axapta с системами CAD/CAM/PDM, обеспечивающий создание непрерывного конструкторско-производственного цикла на предприятии.
Внедрение
Компания «АНД Проджект» начала работу над проектом создания единой системы управления ОАО «КАДВИ» на базе системы Microsoft Axapta в мае 2004года. Работы по первому этапу проекта — автоматизации финансового и логистического контура — были завершены в апреле этого года.
В то же время в промышленную эксплуатацию введены следующие модули системы Microsoft Axapta:«Денежные средства», «Расчеты с поставщиками», «Расчеты с клиентами», «Управление запасами» и«Главная книга», а также дополнительный модуль«Бюджетирование» — собственная разработка «АНД Проджект». Ранее, в декабре 2004 года, был запущен модуль «Основные средства». В ходе проведенных работ была реализована интеграция системы Microsoft Axapta с четырьмя системами Клиент банк, используемыми на предприятии.
По результатам проекта предприятие получило возможность вести в системе комплексный бухгалтерский учет: оперативно формировать бухгалтерскую, налоговую и управленческую отчетность, вести бухгалтерский и налоговый учет основных средств и нематериальных активов, бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов, осуществлять учет товарно-материальных ценностей, отслеживать ведение операций с контрагентами, своевременно получать информацию по состоянию финансово-хозяйственной деятельности.
Результаты первого этапа
Запуск системы обеспечил возможность непрерывного и полного отражения в учетных регистрах всех хозяйственных операций, изменяющих структуру активов и пассивов предприятия; возможность получения отчетов по счетам, ведение учета и распределения затрат, гибкий механизм закрытия затратных счетов, формирование налоговых регистров и реализацию налогового учета; формирование баланса предприятия; своевременное получение информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Модуль «Основные средства» позволяет вести в системе бухгалтерский и налоговый учет основных средств и нематериальных активов. Существует возможность создавать отчеты по возрастному составу оборудования для объективной оценки имеющихся производственных основных фондов.
В результате запуска дополнительного модуля «Расширенное бюджетирование для Microsoft Axapta»,разработанного «АНД Проджект», на предприятии реализовано ведение бюджета движения денежных средств и бюджета доходов и расходов. Этот механизм обеспечивает:
- ведение платежного календаря на основании заявок на оплату (наличных и безналичных);
- ведение классификатора бюджетных статей доходных и расходных;
- регистрацию плановых показателей для бюджетов на любой период с возможностью ведения бюджетов по центрам ответственности и бюджетным программам;
- формирование фактических сумм исполнения бюджетов на основании разнесенных в системе данных;
- бюджетирование взаимозачетов и бартерных операций;
- анализ плановых и фактических данных по периодам, центрам ответственности, бюджетным статьям.
Модуль обеспечивает автоматическое формирование плановых показателей для бюджетов следующего периода на основании бюджетов предыдущего периода с учетом определенных критериев.
Запуск в промышленную эксплуатацию модуля «Денежные средства» обеспечил:
- формирование банковских платежей на основании заявок на оплату;
- формирование и печать платежных документов;
- ведение истории операций, текущего сальдо и сальдо на дату по всем денежным счетам.
Модули «Расчеты с поставщиками», «Расчеты с клиентами» обеспечивают:
- получение оперативных данных по истории операций с контрагентом, о текущем сальдо и сальдо на дату; по истории отгрузок и оплат по договорам и сальдо в разрезе договоров;
- формирование книги продаж и книги покупок по выбранным контрагентам с возможностью реализации на их основе бухгалтерских проводок по начислению налогов;
- автоматическое формирование акта сверки с контрагентом;
- формирование данных по кредиторской и дебиторской задолженности в разрезе контрагентов, договоров и сроков.
Запуск в промышленную эксплуатацию модуля «Управление запасами» обеспечил:
- учет ТМЦ на всех складах и цеховых кладовых предприятия, учет давальческого сырья, ответственного хранения, малоценных ТМЦ за балансом;
- оперативное получение информации о запасах на складах, приходах от поставщиков и т.п.
В настоящее время «АНД Проджект» ведет работы по второму этапу— запуску механизма сводного планирования по модели MRPI. Данный механизм призван обеспечить формирование потребностей предприятия в ТМЦ на основании плана продаж. На третьем этапе проекта планируется завершение автоматизации производственного контура: реализации получения фактической себестоимости и сводного планирования с учетом производственного цикла и ограничения по мощностям.