Существующий порядок исполнения судебных решений о возмещении государством вреда, причиненного органами власти и чиновниками, признан неконституционным (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 № 8-П).
Поводом к рассмотрению дела явились жалобы нескольких граждан и коммерческой организации, которые оспаривали конституционность отдельных положений федеральных законов о бюджете РФ на 2003, 2004 и 2005 годы.
Данные законы устанавливают, что исполнением судебных актов о взыскании денежных средств государства должна заниматься не служба судебных приставов, а Минфин РФ.
На основании ч. 1 ст. 122 Федерального закона от24.12.2002 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» установить порядок такого взыскания было поручено Правительству РФ. Оно, в свою очередь, своим Постановлением от 09.09.2002 № 666 утвердило Правила исполнения Министерством финансов РФ судебных актов по искам к казне РФ… (далее — Правила). Соответствие этих Правил Конституции РФ заявители также поставили под сомнение.
Полномочия сформулированы туманно
Судьи КС РФ указали, что государство может возложить исполнение судебных решений не только на службу приставов, но и на другие органы. Главное, чтобы положение взыскателя в исполнительном производстве не ухудшалось. Поэтому, установив, что взысканием по искам к казне должен заниматься Минфин, законодатель не вышел за рамки Конституции РФ.
Но правовая норма должна быть ясной и недвусмысленной. Между тем федеральные законы о бюджете не оговаривают пределы регулирования Правительством РФ механизма исполнения судебных решений. В результате законодатель допустил возможность регламентации исполнительной властью вопросов правосудия.
В связи с этим ч. 1 ст. 122 Федерального закона от 24.12.2002 № 176-ФЗ в части, поручающей Правительству РФ регламентацию исполнения судебных решений по искам к государству, была признана несоответствующей Конституции РФ.
Решение суда можно не исполнять?
Как выяснилось, Основной закон нарушил не только законодатель, но и Правительство РФ.
На основании п. 5 Правил для исполнения судебного решения взыскатель должен представить в Минфин исполнительный лист, заверенную копию судебного акта и заявление. В противном случае ему будет отказано во взыскании (подп. «б» п. 6 Правил). То есть, как указал КС РФ, решение суда государство может не исполнять «по чисто формальным основаниям». Кроме того, в Правилах не предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение Минфином судебных актов.
Исходя из этого КС РФ решил, что Правительство РФ создало легальную возможность для блокирования исполнения судебных решений, а п. 3, 5 и 6 Правил нарушают Конституцию РФ.
Но суд учел, что немедленная утрата юридической силы п. 3, 5 и 6 Правил создала бы пробел в регулировании исполнения судебных решений по искам к казне. А это нарушило бы права взыскателей.
Поэтому нарушающие Конституцию РФ пункты Правил утрачивают силу только с 1 января 2006 года. Тем самым парламенту и Правительству РФ дано время на то, чтобы привести законодательство и Правила в соответствие с Основным законом страны.
Что же касается граждан и организаций, перед которыми стоит проблема получения из казны присужденных средств, то для них практическим следствием Постановления КСРФ от 14.07.2005 № 8-Пстало следующее разъяснение: суды, вынося решение о взыскании средств с государства, по просьбе взыскателя обязаны направлять исполнительные листы в Минфин.
Так что у взыскателей появилась возможность переложить на судей обязанность по направлению в Минфин необходимых для взыскания документов.