Министр внутренних дел утвердил Инструкцию о проведении сотрудниками милиции проверок и ревизий коммерческой деятельности.
Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (далее — Инструкция), утвержденная Приказом Министерства внутренних дел РФ от 02.08.2005 № 636, является первым (по крайней мере, не имеющим грифа секретности) нормативным актом МВД, который регулирует процедуру милицейских проверок и ревизий.
Закон — хорошо, а инструкция — лучше
До ее утверждения милиция в данной области должна была руководствоваться главным образом Законом РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции» (далее — Закон о милиции).
Стражам порядка он предоставляет довольно широкие полномочия. При наличии данных о преступлении или административном правонарушении они имеют право (подп. 25 п. 1 ст. 11Закона о милиции):
✔ проводить проверки и ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности;
✔ изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии;
✔ осматривать производственные, складские, торговые и иные служебные помещения, другие места хранения и использования имущества;
✔ досматривать транспорт;
✔ изучать документы о финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности;
✔ изымать образцы сырья, продукции и товаров для исследований и экспертиз.
Предполагается, что новая Инструкция ограничит возможность произвольного толкования этих полномочий.
Тридцать дней на проверку
Инструкция разъясняет, чем проверка отличается от ревизии. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. А ревизия — это комплексное контрольное мероприятие по исследованию названных областей деятельности.
Главное изменение, которое новый документ вносит в малоприятную процедуру проверки (ревизии), состоит в том, что Инструкция не предусматривает возможности опечатывать кассу, помещения и места хранения документов, денег, товаров. Будем надеяться, что эта мера поможет предотвратить появление ситуаций, когда проверяющие фактически парализуют работу предприятия.
Кроме того, отныне основанием для проведения проверки или ревизии может служить только мотивированное постановление начальника органа внутренних дел (органа милиции)или его заместителя по установленной форме (Приложение № 1 к Инструкции).К Приказу от 02.08.2005 № 636 прилагается длинный перечень милицейских чинов (от министра до начальника городского или районного отдела внутренних дел), которые будут выносить такие постановления.
В постановлении указываются имена сотрудников милиции, проводящих проверку. Изменение состава проверяющих также оформляется в виде постановления.
Из содержания Приложения № 1, которое утверждает форму постановления, следует, что проверяющие обязаны под роспись предъявлять его представителям фирмы или предпринимателю.
На все связанные с проверкой или ревизией процедуры Инструкция отводит не более 30 дней. Причем этот срок начинается в день вынесения постановления о проведении проверки (ревизии), а не в тот день, когда проверяющие явились на предприятие. Проверка (ревизия) заканчивается в день подписания всеми проверяющими соответствующего акта.
По результатам проведения проверки или ревизии сотрудниками милиции составляется акт по форме, закрепленной в приложениях № 5 или № 6 к Инструкции. В них отражаются все выявленные нарушения законодательства.
Затем милиция может направить материалы по подследственности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ст. 144 и 145Уголовно-процессуальногокодекса РФ), а также возбудить дело об административном правонарушении либо завершить проверку (ревизию) «в связи с неустановлением нарушения законодательства».
Права коммерсанта
Какие же права Инструкция гарантирует фирмам и индивидуальным предпринимателям, к которым нагрянули проверяющие в погонах?
Прежде всего представители юридического лица, а также предприниматель либо его представители вправе присутствовать при проверке (ревизии). Но только в том случае, если она проводится в занимаемых этим юридическим лицом либо предпринимателем помещениях (на его территории).
Если в ходе этого мероприятия у коммерсанта изымаются подлинники документов, проверяющие обязаны составить протокол изъятия и опись таких документов, изготовить с них копии, заверить копии подписью должностного лица, проводящего проверку (ревизию) и передать представителю юридического лица либо предпринимателю (его представителю).
Если же изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов по каким-то причинам невозможно, должностное лицо, проводящее проверку (ревизию), передает заверенные копии документов представителю юридического лица либо индивидуальному предпринимателю (его представителю), у которого были изъяты подлинники, в течение пяти дней после этого. Об этом делается запись в протоколе изъятия.
Впрочем, те же самые права бизнесменам гарантирует и подп. 25 п. 1 ст. 11 Закона о милиции. Однако, принимая во внимание то, что чиновники в своей работе ориентируются не столько на закон, сколько на ведомственные акты, можно надеяться, что внесение названных правил в Инструкцию МВД поможет защитить интересы коммерсантов.
Наконец, бизнесмен вправе получить акт, который оформляется по результатам проверки или ревизии. Он составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Один экземпляр вручается представителю организации либо предпринимателю (его представителю) под расписку.
Оговоримся, что получение этого акта — не только право, но и обязанность проверяемого. Ведь в случае невозможности его вручить (в том числе при отказе от его получения) в акте делается соответствующая отметка, удостоверенная подписями проверяющих. В таком случае экземпляр акта направляется проверяемому заказным письмом не позднее чем на следующий день после окончания проверки (ревизии).
А вот право предпринимателя или представителя организации требовать включения в акт своих замечаний по поводу действий сотрудников милиции в ходе проверки (например, о том, что проверка проводилась не теми сотрудниками, что были перечислены в постановлении о ее назначении) в Инструкции не предусмотрено. Следовательно, предпринимателям и директорам организаций заявлять свое несогласие с действиями проверяющих нужно в отдельных жалобах на имя должностного лица, которое назначило проверку (ревизию).