Квотированием рабочих мест называется процедура резервирования определенного количества таких мест в организациях для некоторых категорий работников, которые испытывают трудности при самостоятельном трудоустройстве (например, инвалиды, несовершеннолетние). Работодатели обязаны заключать трудовые договоры с физическими лицами, направленными уполномоченными органами власти в счет установленных квот.
В настоящее время на федеральном уровне обязанность работодателей по квотированию рабочих мест установлена только в отношении инвалидов. Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.11.95 № 181ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон о социальной защите инвалидов) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъектов РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее двух и не более четырех процентов).
На основании данной нормы правовыми актами практически всех субъектов РФ установлены квоты для приема инвалидов.
Однако некоторые субъекты РФ (регионы) пошли гораздо дальше. Например, Законом Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» квотирование рабочих мест предусмотрено не только для инвалидов, но и для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. В Санкт-Петербурге принят специальный Закон о квотировании рабочих мест для молодежи (см. Закон Санкт-Петербурга от 08.10.97 № 161-53 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи»).
Квотирование рабочих мест для иных категорий работников, кроме инвалидов, осуществляется также в республиках Адыгея, Алтай, Бурятия, Краснодарском крае, Амурской, Оренбургской, Орловской, Томской, Читинской областях, Коми-Пермяцком автономном округе и некоторых иных субъектах РФ.
Утверждение субъектами РФ правовых актов, устанавливающих квоты для приема на работу лиц, не являющихся инвалидами, на наш взгляд, противоречит Трудовому кодексу РФ. Ведь исходя из смысла ст. 16 ТК РФ квотирование рабочих мест относится к порядку заключения трудовых договоров. А на основании ст. 6 ТК РФ регулирование порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров является компетенцией федеральных органов государственной власти. Следовательно, правовые акты субъектов РФ, предусматривающие обязанность работодателей принимать на работу в счет установленных квот физических лиц, которые не являются инвалидами, не могут применяться(часть шестая ст. 5 ТК РФ).
Неправомерным, по нашему мнению, будет и установление правовыми актами субъектов РФ ответственности за нарушение порядка квотирования рабочих мест для физических лиц, не являющихся инвалидами. В соответствии сост. 26 Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не выполнение или нарушение правовых актов субъектов РФ, принятых в пределах предоставленных ему полномочий, влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов РФ.
То есть принятие закона субъекта РФ об административной ответственности за нарушение его правовых актов возможно только в том случае, если нарушенный правовой акт принят в пределах полномочий субъекта РФ.
Как уже говорилось выше, квотирование на уровне субъектов РФ рабочих мест для лиц, не являющихся инвалидами, неправомерно. Поэтому и установление административной ответственности за несоблюдение соответствующих квот противоречит законодательству.