Налоговые агенты, приобретающие товары у иностранных лиц, а также арендующие или приобретающие государственное или муниципальное имущество, нередко сталкиваются с проблемами при определении налоговой базы и налоговых вычетов по НДС. Рассказываем о том, в каких случаях можно соглашаться с фискальной позицией, а когда есть смысл отстаивать свою правоту в суде.
Случаи уплаты НДС налоговым агентом
Исчисление, удержание и перечисление в бюджет для целей взимания НДС налоговыми агентами, а также вопросы применения ими налоговых вычетов регламентируются ст. 161, п. 3 ст. 171 НК РФ и п. 4 ст. 173 НК РФ.
Так, согласно п. 4 ст. 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, перечисленными в ст. 161 НК РФ. Конкретные случаи уплаты НДС налоговым агентом определены в ст. 161 НК РФ. Рассмотрим самые распространенные из них.
Приобретение российскими налогоплательщиками на территории рф товаров (работ, услуг) иностранных лиц
При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога (п. 1 ст. 161 НК РФ). Налоговыми агентами в этом случае признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах (далее — российские налогоплательщики) приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) иностранных лиц.
Из приведенных законоположений следует, что налоговый агент исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет налог, обязанность по уплате которого лежит на налогоплательщике — иностранной организации. При этом обязанность по исчислению, удержанию и перечислению НДС возникает у российского налогоплательщика при одновременном наступлении двух условий:
— товары (работы, услуги приобретаются) у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. Если иностранная организация, реализующая товары (работы, услуги) на территории нашей страны, состоит на налоговым учете в РФ, обязанность по исчислению и уплате НДС в силу ст. 143 и 146 НК РФ возлагается непосредственно на иностранную организацию;
— местом реализации товаров (работ, услуг) иностранной организации является территория РФ. Правовое значение места реализации заключается в том, что операции по реализации в силу ст. 146 НК РФ признаются объектом налогообложения по НДС, только если они совершены на территории РФ и только в этом случае у налогоплательщика возникает обязанность по уплате НДС. В общем случае для целей обложения НДС место реализации товаров определяется по правилам ст. 147 НК РФ, а работ и услуг — по правилам ст. 148 НК РФ. Однако вопросы определения места реализации работ (услуг) при выполнении работ (оказании услуг) хозяйствующими субъектами Таможенного союза регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее — Соглашение) и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее — Протокол). Международные договоры имеют приоритет над нормами национального законодательства (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 НК РФ), в связи с чем в случае заключения сделок с хозяйствующими субъектами Таможенного союза место реализации услуг определяется в порядке, определенном упомянутыми Соглашением и Протоколом.
Если одно из приведенных условий не выполняется, у организаций и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах, не возникает обязанностей налогового агента при приобретении ими на территории РФ товаров (работы, услуги) у иностранных лиц. Так, в письме от 26.06.2012 № 03-07-15/68 Минфин России пришел к следующим выводам. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 3 указанного Протокола при осуществлении выставок в сфере культуры и искусства место реализации услуг по организации этих выставок определяется по месту их фактического проведения. В случае оказания услуг по организации выставок в целях, не связанных с культурой и искусством, а также с рекламой, согласно подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола местом их реализации признается территория государства — члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого является лицо, оказывающее услуги. Поэтому при оказании казахстанским налогоплательщиком российской организации услуг по организации выставок на территории Республики Казахстан местом их реализации территория Российской Федерации не признается и соответственно такие услуги в РФ объектом обложения НДС не являются. В связи с чем у российской организации обязанностей налогового агента по НДС не возникает.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ (п. 2 ст. 161 НК РФ). Иначе говоря, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей плательщиков НДС на основании ст. 145 НК РФ, применяющие УСН, переведенные на уплату ЕНВД и иные лица, не исполняющие обязанности плательщиков НДС, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных лиц.
В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налог уплачивается налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам (п. 4 ст. 174 НК РФ). Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.
Приобретение услуг по предоставлению в аренду государственного и муниципального имущества
Налоговыми агентами по НДС признаются также арендаторы — организации и индивидуальные предприниматели по договорам о предоставлении им на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов России и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ).
Налоговая база в этом случае определяется как сумма арендной платы с учетом налога отдельно по каждому арендованному объекту имущества.
Иначе говоря, в соответствии с указанной нормой обязанности налогового агента, связанные с исчислением, удержанием у налогоплательщика и перечислением в бюджетную систему НДС возникает только в случае предоставлении органами государственной власти и управления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества. Из этого же исходит Конституционный суд РФ в Определении от 02.10.2003 № 384-О.
В нем суд указал, что порядок уплаты НДС, установленный п. 3 ст. 161 НК РФ, применяется при предоставлении в аренду публичного имущества, то есть составляющего государственную казну.
Из анализа положений п. 3 ст. 161 НК РФ следует, что обязанности налогового агента по удержанию и уплате НДС при выплате арендной платы возникает у арендатора государственного или муниципального имущества при заключении организацией или предпринимателем:
— договора аренды непосредственно с органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления;
— трехстороннего договора с органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и балансодержателем арендуемого имущества (постановление ФАС Уральского округа от 25.06.2008 № Ф09-4562/08-С2).
Имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении: особенностей нет
В отношении услуг по предоставлению в аренду государственного или муниципального имущества, закрепленного за организацией на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, особенностей по исчислению и уплате НДС главой 21 НК РФ не предусмотрено. Поэтому при оказании бюджетным учреждением услуг по предоставлению в аренду государственного или муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, плательщиком НДС является учреждение, а не арендатор (письмо Минфина России от 10.05.2012 № 03-07-11/140).
Аналогично решается вопрос с НДС и при оказании услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями (за исключением казенных) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В этом случае плательщиками НДС являются эти предприятия (учреждения), а не арендаторы имущества (письмо Минфина России от 23.07.2012 № 03-07-15/87). Таких же подходов придерживается и судебно-арбитражная практика (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.03.2012 № А43-7468/2011, Московского округа от 20.08.2010 № КА-А40/9354-10-П-2 и проч.).
Спорный вопрос: аренда земли
Спорным в настоящее время является вопрос о возникновении обязанностей налогового агента у лиц, приобретающих право на заключение договоров аренды земельных участков. Согласно позиции, выраженной в письмах Минфина России от 01.02.2011 № 03-07-11/21 и от 21.04.2009 № 03-07-11/111, при реализации прав на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, НК РФ не устанавливает особенностей уплаты НДС. Пунктом 2 ст. 38 Земельного кодекса РФ определено, что в качестве продавца права на заключение договора аренды земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган самоуправления. При осуществлении вышеуказанных операций исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, по мнению Минфина России, должны уплачивать НДС в бюджет. На этом основании Минфин России делается вывод о включении платы за предоставление прав аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке, и возложением обязанности по удержанию и исчислении НДС с такой платы на налогового агента — лицо, выплачивающее соответствующий доход.
Вместе с тем указанный вывод не основан на нормах законодательства о налогах. У лиц, осуществляющих выплаты за право заключения договора аренды земельных участков, отсутствуют обязанности налогового агента по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 38 НК РФ под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Обратимся к правовой позиции КС РФ, выраженной в Определении от 30.09.2010 № 1258-О-О. В нем сказано следующее. Как вытекает из п. 1 ст. 11 НК РФ, в тех случаях, когда НК РФ содержит определение того или иного юридически значимого термина, в налоговых отношениях он должен использоваться именно в таком, специальном, значении, если даже в других отраслях законодательства ему придается иной смысл. Иначе говоря, при определении объектов налогообложения и прав и обязанностей лиц, связанных с исчислением и уплатой налогов, законодатель разграничивает понятия «имущество» и «имущественные права», эти термины имеют самостоятельное налогово-правовое значение, в связи с чем термин «имущество» в целях применения п. 3 ст. 161 НК РФ расширительному толкованию не подлежит.
Кроме того, в соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
Право на заключение договора аренды земельного участка по своей правовой природе представляет собой разновидность имущественных прав, которые относятся к объектам гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), и не может быть квалифицировано в качестве имущества для целей взимания НДС по ст. 161 НК РФ. Аналогичного подхода относительно правовой природы платежей «за право» придерживается арбитражная практика (см. постановление ФАС Московского округа от 15.10.2003 № КА-А4017784-03).
С учетом сказанного можно сделать вывод: поскольку обязанность по удержанию НДС при предоставлении имущественных прав (прав на заключение договора аренды земельных участков) органами государственной власти ст. 161 НК РФ прямо не предусмотрена, у лиц, приобретающих право на заключение договора аренды земельных участков, обязанностей налогового агента не возникает.
Приобретение государственного и муниципального имущества
В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами признаются покупатели — организации и индивидуальные предприниматели на территории РФ:
— государственного, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа;
— муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Напомним, что с 1 апреля 2011 г. реализация (передача) на территории РФ указанного выше имущества, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», объектом налогообложения по НДС не признается (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Иначе говоря, при реализации передачи рассматриваемого имущества в соответствии с указанным законом субъектами малого и среднего предпринимательства обязанностей налогового агента у них не возникает (письмо ФНС России от 12.05.2011 № КЕ-4-3/7618@). Во всех иных случаях, в том числе в случае приобретения государственного и муниципального имущества в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», его покупатели — организации и индивидуальные предприниматели — признаются налоговыми агентами (письмо Минфина России от 25.07.2011 № 03-07-07/35).
Налоговая база определяется указанными лицами как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога и определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества.
Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Определением от 29.09.2011 № 1042-О-О КС РФ отказал в признании неконституционными положений абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ и подтвердил, что рыночная стоимость недвижимого имущества, указанная в договоре, согласно отчету независимого оценщика обоснованно не включает НДС. В связи с чем покупатель, выступая в качестве налогового агента при приобретении государственного и муниципального имущества, если договор не содержит указания о включения в цену договора НДС, должен дополнительно начислить к цене продажи недвижимого имущества НДС и перечислить его в бюджет.
При предоставлении покупателям — налоговым агентам рассрочки по оплате государственного и муниципального имущества сумма НДС исчисляется и уплачивается в бюджет на момент перечисления денежных средств (письмо Минфина России от 27.09.2011 № 03-07-14/94), а налоговая база определяется с учетом процентов за рассрочку платежа (письмо Минфина России от 09.09.2010 № 03-07-11/380).
Общий порядок применения вычета по НДС, уплаченного налоговым агентом
Порядок применения вычетов НДС, уплаченных налоговыми агентами, регламентируется п. 3 ст. 171 НК РФ.
Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности плательщика НДС. То есть налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей плательщи-
ков НДС в порядке ст. 145 НК РФ или переведенные на уплату единого налога в связи с применением УСН, ЕНВД, иные лица, не исполняющие обязанности плательщиков НДС, не вправе претендовать на применение налоговых вычетов.
Налоговый вычет подлежит применению указанными налоговыми агентами только при соблюдении следующих условий:
— товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей перепродажи или для совершения операций (п. 2 ст. 171 НК РФ), признаваемых объектом налогообложения по НДС;
— при их приобретении налоговый агент уплатил налог в соответствии с главой 21 НК РФ, что подтверждается соответствующим платежным поручением;
— имеется счет-фактура, оформленный налоговым агентом в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 168 НК РФ.
Налогоплательщик имеет право на применение налоговых вычетов НДС в рассматриваемых случаях при соблюдении указанных условий независимо от источника его уплаты — из собственных средств или средств, удержанных им при выплате дохода налогоплательщику. Несмотря на то что ст. 24 и 161 НК РФ предусматривают обязанность налогового агента по перечислению в бюджет суммы налога, удержанной из средств налогоплательщика, возможность применения вычета НДС, уплаченного из собственных средств, подтвердил Минфин России в письме от 28.02.2008 № 03-07-08/47, указав следующее. Если иностранное лицо в стоимости товаров (работ, услуг) сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет РФ, не учитывает, российская организация самостоятельно определяет налоговую базу для целей НДС, то есть увеличивает стоимость товаров (работ, услуг) на сумму налога и уплачивает налог в бюджет за счет собственных средств. Сумма НДС, исчисленная и уплаченная в бюджет в данном случае, по существу является суммой налога, удержанной из дохода иностранного лица.
Правильность указанного подхода подтверждается также Высшим арбитражным судом РФ в постановлении от 03.04.2012 № 15483/11. Суд пришел к выводу о том, что неудержание и неперечисление налоговым агентом НДС налогоплательщику, а не в бюджет не освобождает налогового агента от установленной обязанности уплатить налог в бюджет. Применение положений, регулирующих уплату НДС налоговыми агентами, в ином истолковании освобождает налогового агента от установленной законом обязанности и не обеспечивает поступление в бюджет НДС, подлежащего уплате при реализации иностранным лицом на территории РФ товаров (работ, услуг). Ранее аналогичный подход был сформирован ВАС РФ в отношении обязанности по уплате НДС в бюджет налоговыми агентами, выплачивающим доход в связи с арендой государственного имущества (постановление ВАС РФ от 13.01.2011 № 10067/10). Иначе говоря, согласно указанной позиции ВАС РФ налоговый агент в случае неудержания НДС при выплате дохода налогоплательщикам и неперечисления его в бюджет обязан уплатить сумму налога за счет собственных средств. Налоговый агент, уплативший в бюджет суммы НДС, имеет право на вычет данных сумм в указанном порядке в том налоговом периоде, в котором фактически произведена их уплата в бюджет (письмо Минфина России от 13.01.2011 № 03-07-08/06). Аналогичная позиция ранее была высказана Минфином России в письме от 07.04.2008 № 03-07-08/84.
Налоговое законодательство не запрещает применение налогового вычета НДС в периоде фактической его уплаты, что также подтверждается разъяснениями Минфина России (см., например, письма от 29.11.2010 № 03-07-08/334 и от 15.07.2009 № 03-07-08/151). Из таких же подходов исходит и судебно-арбитражная практика.
Так, в постановлении ФАС Московского округа от 26.10.2010 № КА-А40/12573-10 суд, признавая правомерность действий налогового агента, указал следующее. В соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. Каких-либо условий о предъявлении к вычету суммы НДС, уплаченной налоговым агентом, в налоговом периоде, следующем за периодом, в котором была произведена уплата налога, нормы НК РФ не содержат. Аналогичные выводы содержатся также в иных судебных актах (постановления ФАС Московского округа от 29.03.2011 № КА-А40/1994-11, Северо-Кавказского округа от 09.08.2010 № А32-21695/2008-46/378-34/283-2010-11/1 и проч.).
Вместе с тем необходимо учитывать, что, по мнению ФНС России, НДС, уплаченный российской организацией — агентом за иностранное юридическое лицо, может быть принят к вычету только в следующем налоговом периоде после перечисления денежных средств в бюджет (см. письма ФНС России от 07.06.2008 № 3-1-10/81@ и от 07.09.2009 № 3-1-10/712@). Поэтому наличие указанной позиции обусловливает наличие риска отказа в применении вычета НДС, заявленного налоговым агентом в периоде уплаты налога в бюджет.
Налоговый агент уплачивает НДС в бюджет либо при предварительной оплате (в полном объеме или при частичной оплате) товаров (работ, услуг) до момента их принятия на учет, либо при оплате принятых на учет товаров (работ, услуг). Суммы НДС, уплаченные в бюджет налоговыми агентами, подлежат вычету в соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ при наличии счета-фактуры, составленного при предварительной оплате товаров (работ, услуг), только после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (подтверждающих факт их принятия на учет).
Такого подхода к налогообложению авансовых платежей налогового агента придерживаются налоговое и финансовое ведомства (письма ФНС России от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@ и Минфина России от 29.11.2010 № 03-07-08/334). Данный подход основан на толковании положений п. 12 ст. 171 и п. 9 ст. 172 НК РФ, регламентирующих основания и порядок применения вычетов по НДС по авансам. Напомним, что данные нормы предусматривают возможность применения вычета НДС, предъявленного продавцом товаров (работ, услуг), при наличии у плательщика НДС — покупателя счета-фактуры, выставленного плательщиком НДС — продавцом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). На этом основании ФНС России и Минфином России делается вывод о том, эти правила не распространяются на налоговых агентов — покупателей, исчисляющих и уплачивающих в бюджет налог с сумм предварительной оплаты товаров (работ, услуг), до момента их принятия на учет, в связи с отсутствием у них счетов-фактур, выставленных продавцами.
Вместе с тем положения п. 3 ст. 171 НК РФ, устанавливающие порядок применения вычетов налоговыми агентами, не содержат в качестве основания для его применения условия о принятии на учет приобретаемых им товаров (работ, услуг). Содержащаяся в указанной норме ссылка на п. 2 ст. 172 НК РФ не может быть принята в качестве дополнительного условия для применения вычетов в виде оприходования товара, поскольку указывает лишь на цели приобретения товара (работ, услуг). Таким образом, право налогового агента на применение вычета не связывается нормами п. 3 ст. 171 НК РФ с фактом принятия на учет товаров (работ, услуг) и наличия у него соответствующих первичных документов, в связи с чем налоговый агент имеет право на применение вычетов при соблюдении указанных выше условий. Аналогичный подход к толкованию п. 3 ст. 171 НК РФ и определению права налогового агента на вычет НДС, уплаченного с сумм предварительной оплаты, был применен ФАС Поволжского округа в постановлении от 28.10.2008 № А65-610/2007-СА2-22. Однако использование данного подхода и применение налоговым агентом налоговых вычетов по НДС до момента оприходования товаров (работ, услуг) в условиях наличия иной официальной позиции контролирующих органов обусловливает возникновение налоговых рисков.
Последствия неисполнения обязанностей налогового агента по НДС
По общему правилу принудительное исполнение обязанностей налогового агента путем взыскания с него неперечисленных сумм налога, а также взыскание соответствующих пеней возможно только в том случае, когда налоговым агентом сумма налога была удержана у налогоплательщика, но не перечислена в бюджет.
В случае неудержания налоговым агентом из сумм, перечисляемых налогоплательщикам (иностранным организациям, арендодателям), в силу ст. 24, п. 1—3 ст. 161 НК РФ основания для взыскания неудержанной и неперечисленной в бюджет суммы НДС отсутствуют. Взыскание с налогового агента неудержанной суммы налога фактически означает возложение на него дополнительных имущественных обязанностей, являющихся по своей правовой природе ответственностью за совершение правонарушения в виде неудержания и неперечисления налога, не предусмотренной нормами НК РФ. В этой связи в случае неудержания и неперечисления налога в бюджет налогоплательщик может быть только привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ. Из таких же подходов исходила до недавнего времени и судебно-арбитражная практика (постановления ФАС Уральского округа от 16.02.2004 № Ф09-142/04АК, от 07.04.2010 № Ф09-2137/10-С2, Поволжского округа от 29.04.2008 № А65-15765/07 и от 29.01.2009 № А65-10999/2008).
Вместе с тем в постановлении от 03.04.2012 № 15483/11 Президиум ВАС РФ пришел к выводу о том, что неудержание и неперечисление налоговым агентом НДС налогоплательщику, а не в бюджет, не освобождает налогового агента от установленной обязанности уплатить налог в бюджет. Применение положений, регулирующих уплату НДС налоговыми агентами, в ином истолковании освобождает налогового агента от установленной законом обязанности и не обеспечивает поступление в бюджет НДС, подлежащего уплате при реализации иностранным лицом на территории РФ товаров (работ, услуг). Аналогичный подход использован судом применительно к обязанностям налогового агента — арендатора государственного имущества (постановление ВАС РФ от 13.01.2011 № 10067/10).
Иначе говоря, согласно указанному подходу НДС подлежит взысканию налоговым органом с налогового агента даже в случае его неудержания при осуществлении выплаты с начислением пеней и применением ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ. Однако в этом случае, поскольку обязанности по уплате НДС за налогоплательщика корреспондирует право налогового агента на применение вычета НДС в размере уплаченного налога в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 171 НК РФ, налоговый агент не утрачивает право на применение вычета в части взысканного НДС.