Высшие милицейские чины признают, что в России количество организаций, имеющих право проводить проверки, слишком велико. Следовательно, бизнес пора защищать от произвола проверяющих. С помощью инструкций.
Министерство внутренних дел России подошло к делу основательно, дабы снизить необоснованное давление на бизнес при проведении проверок. В дополнение к недавно принятой Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной Приказом МВД РФ от 02.08.2005 № 636 (подробнее см. «ЭЖ» № 33, с. 7), Приказом МВД от12.08.2005 № 665 была подкорректирована утвержденная Приказом МВДРФ от 16.03.2004 № 177 Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (далее — Инструкция). 19 августа документ прошел регистрацию в Минюсте.
Изменения, внесенные в Инструкцию годичной давности, нельзя назвать радикальными. Скорее они были призваны внести некое единообразие в документы, регламентирующие проверки, и привести Инструкцию в соответствие с Законом РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции». Тем не менее к основным изменениям можно отнести следующие.
1.Ограничение по продолжительности проверки.
При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением налогового законодательства РФ, проверка организаций и физических лиц проводится в срок не более 30 дней.
2.Изменение «точки отсчета».
Началом срока проведения проверки будет являться день вынесения постановления о ее проведении, а не день его предъявления руководителю организации либо физическому лицу.
Кроме того, в отредактированном виде Инструкция не предусматривает возможности опечатывания касс, помещений и мест хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей, а также изъятия документов (в Инструкции весьма скромно говорится исключительно об изучении документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность).
Однако если с опечатыванием «помещений и мест хранения» все просто и понятно, то по поводу изъятия документов такого сказать нельзя. При оформлении приведенного в Приложении № 1 к Инструкции Постановления о проведении проверки организации (физического лица) (при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением налогового законодательства, разумеется) лицо, ее назначающее, в п. 3 Постановления указывает конкретные проверочные действия, предусмотренные п. 25 ст. 11 Закона о милиции. А один из абзацев данного пункта разрешает милиции не только «изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность», но и «требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов».
В другом абзаце также говорится о возможности изъятия при производстве проверок документов либо их копий (с обязательным составлением протокола изъятия и их описи).
Причем возможна такая ситуация, что милиции потребуются именно оригиналы документов (кстати, в каких конкретно случаях это возможно — не оговаривается). Тогда копии, заверенные должностным лицом органа внутренних дел, проводящим проверку, будут переданы лицу, у которого изъяты подлинники.
В общем, понятно, что даже в этом случае «почетная» обязанность по изготовлению копий документов будет возложена на проверяемого. Потому что скорее всего у проверяющих не будет возможности изготовить копии и передать их проверяемому одновременно с изъятием оригиналов документов, а Закон в этом случае отводит им на изготовление и передачу копий 5 дней. Ваши документы — ваши проблемы!
Так что при всем уважении к затраченным милицией усилиям по написанию инструкций нельзя сказать, что следование им позволит полностью уйти от произвола «чиновников в погонах». Ведь обойти Инструкцию, нормативный документ, закон может не только налогоплательщик, но и проверяющий. Было бы, как говорится, желание…