В международном рейтинге восприятия коррупции за 2012 г., который ежегодно делает Transparency International, наша страна опять оказалась среди самых отсталых государств — на 133-м месте рядом с Угандой и Гондурасом. Правда, в нынешнее исследование не успели попасть результаты громких антикоррупционных дел, связанных с Минобороны и Роскосмосом. Эксперты подчеркивают, что сейчас в России стал очевидным общественный запрос на борьбу с коррупцией, а значит, есть шансы, что эта борьба станет системной.
Ежегодный Индекс восприятия коррупции (ИВК), который составляет Transparency International (TI), основан на данных опроса экспертов и представителей деловых кругов различных государств. Индекс за 2012 г. ранжирует страны мира по шкале от 0 до 100 баллов, причем ноль означает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто — наименьший.
В 2012 г. аналитики TI изменили методику составления индекса, поскольку ранее его результаты за прошлые периоды было невозможно использовать для сравнения с итогами текущего года, то есть для оценки прогресса в области противодействия коррупции.
Для России новая методика особенно актуальна, поскольку накануне публикации очередного ИВК в стране начались события, которые одни граждане считают «долгожданной настоящей борьбой с коррупцией», а другие — «очередной кратковременной кампанией». Зафиксировав положение нашей страны в ИВК-2012, эксперты рассчитывают, что в следующем году индекс поможет оценить объективные результаты развертывающихся сейчас громких антикоррупционных дел.
Самые высокие позиции в рейтинге TI за 2012 г. разделили Дания, Финляндия и Новая Зеландия, набравшие по 90 баллов благодаря развитым системам обеспечения доступа к информации, а также строгим правилам, регулирующим деятельность лиц, занимающих государственные должности.
Афганистан, Северная Корея и Сомали снова оказались на самых низких ступенях рейтинга. В этих государствах практически отсутствует подотчетность государственных служащих населению, а эффективность госинститутов крайне слаба.
Интересно отметить, что в число стран, показавших невысокие результаты ИВК, вошли государства еврозоны, в наибольшей степени пострадавшие от финансового и экономического кризиса. То есть еще раз подтверждается взаимосвязь коррупции с трудностями экономического развития.
Россия заняла в Индексе восприятия коррупции скромное 133-е место среди 174 возможных, набрав 28 баллов. Рядом с нами с такими же показателями расположились Гондурас, Коморы, Гайана, Иран и Казахстан.
Наша страна также оказалась ниже всех стран БРИКС, не говоря уже о государствах «Большой двадцатки» и G-8.
Вместе с тем, по словам руководителя российского центра Transparency International Елены Панфиловой, у нас явно появился общественный запрос на борьбу с коррупцией. Это чувствуется по многим признакам, в частности, количество граждан, которые обращаются в Transparency International с предложением помочь в работе российского подразделения, за последние полтора года выросло буквально на порядок.
В этих условиях власти нашей страны просто вынуждены начать борьбу с коррупцией, подталкиваемые общественным мнением. Это давление особенно очевидно со стороны формирующегося среднего класса и молодого поколения, выросшего в постсоветском обществе и не желающего мириться с произволом и коррупцией властей.
Похожие процессы сегодня идут во многих странах мира, подчеркивают эксперты TI. В прошлом году растущая волна общественного возмущения коррупцией в государственных органах вынудила нескольких лидеров покинуть свои посты.
«Тема коррупции находилась в центре внимания в течение всего года, поэтому мы ожидаем, что правительства многих стран займут более жесткую позицию по вопросам злоупотреблений должностными полномочиями, — заявила председатель правления TI г-жа Угетт Лабелль. — Результаты Индекса восприятия коррупции за 2012 г. показывают, что обществу по-прежнему приходится оплачивать высокие издержки, вызываемые коррупцией».
«Наиболее развитые страны должны стать примером для остальных государств мира не только по своим экономическим показателям, но и по мерам обеспечения полной прозрачности своих государственных институтов и подотчетности своих лидеров, — уверен исполнительный директор TI Кобус де Свардт. — Это крайне важно, поскольку именно институты этих стран играют значительную роль в предотвращении роста коррупции в глобальном масштабе».
Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index) в 2012 г.
Страна |
Значение индекса |
Место |
Финляндия |
90 |
1 |
Новая Зеландия |
90 |
1 |
Дания |
90 |
1 |
Швеция |
88 |
4 |
Сингапур |
87 |
5 |
Швейцария |
86 |
6 |
Норвегия |
85 |
7 |
Австралия |
85 |
7 |
Нидерланды |
84 |
9 |
Канада |
84 |
9 |
Исландия |
82 |
11 |
Люксембург |
80 |
12 |
Германия |
79 |
13 |
Гонконг |
77 |
14 |
Барбадос |
76 |
15 |
Бельгия |
75 |
16 |
Великобритания |
74 |
17 |
Япония |
74 |
17 |
США |
73 |
19 |
Уругвай |
72 |
20 |
Чили |
72 |
20 |
Франция |
71 |
22 |
Багамы |
71 |
22 |
Сент-Люсия |
71 |
22 |
Ирландия |
69 |
25 |
Австрия |
69 |
25 |
Катар |
68 |
27 |
ОАЭ |
68 |
27 |
Кипр |
66 |
29 |
Ботсвана |
65 |
30 |
Испания |
65 |
30 |
Эстония |
64 |
32 |
Пуэрто-Рико |
63 |
33 |
Португалия |
63 |
33 |
Бутан |
63 |
33 |
Сент-Винсент и Гренадины |
62 |
36 |
Словения |
61 |
37 |
Тайвань |
61 |
37 |
Кабо-Верде |
60 |
39 |
Израиль |
60 |
39 |
Доминика |
58 |
41 |
Польша |
58 |
41 |
Маврикий |
57 |
43 |
Мальта |
57 |
43 |
Южная Корея |
56 |
45 |
Венгрия |
55 |
46 |
Бруней |
55 |
46 |
Коста-Рика |
54 |
48 |
Литва |
54 |
48 |
Руанда |
53 |
50 |
Грузия |
52 |
51 |
Сейшельские о-ва |
52 |
51 |
Бахрейн |
51 |
53 |
Чешская Республика |
49 |
54 |
Малайзия |
49 |
54 |
Турция |
49 |
54 |
Латвия |
49 |
54 |
Куба |
48 |
58 |
Намибия |
48 |
58 |
Иордания |
48 |
58 |
Оман |
47 |
61 |
Словакия |
46 |
62 |
Хорватия |
46 |
62 |
Гана |
45 |
64 |
Лесото |
45 |
64 |
Румыния |
44 |
66 |
Саудовская Аравия |
44 |
66 |
Кувейт |
44 |
66 |
ЮАР |
43 |
69 |
Бразилия |
43 |
69 |
Македония |
43 |
69 |
Италия |
42 |
72 |
Босния и Герцеговина |
42 |
72 |
Сан-Томе и Принсипи |
42 |
72 |
Болгария |
41 |
75 |
Тунис |
41 |
75 |
Черногория |
41 |
75 |
Либерия |
41 |
75 |
Шри-Ланка |
40 |
79 |
Сербия |
39 |
80 |
Тринидад и Тобаго |
39 |
80 |
Китай |
39 |
80 |
Ямайка |
38 |
83 |
Панама |
38 |
83 |
Перу |
38 |
83 |
Буркина-Фасо |
38 |
83 |
Сальвадор |
38 |
83 |
Суринам |
37 |
88 |
Свазиленд |
37 |
88 |
Марокко |
37 |
88 |
Тайланд |
37 |
88 |
Замбия |
37 |
88 |
Малави |
37 |
88 |
Сенегал |
36 |
94 |
Бенин |
36 |
94 |
Молдова |
36 |
94 |
Индия |
36 |
94 |
Колумбия |
36 |
94 |
Монголия |
36 |
94 |
Греция |
36 |
94 |
Джибути |
36 |
94 |
Габон |
35 |
102 |
Танзания |
35 |
102 |
Аргентина |
35 |
102 |
Мексика |
34 |
105 |
Филиппины |
34 |
105 |
Боливия |
34 |
105 |
Армения |
34 |
105 |
Косово |
34 |
105 |
Гамбия |
34 |
105 |
Мали |
34 |
105 |
Алжир |
34 |
105 |
Нигер |
33 |
113 |
Восточный Тимор |
33 |
113 |
Албания |
33 |
113 |
Гватемала |
33 |
113 |
Эфиопия |
33 |
113 |
Мадагаскар |
32 |
118 |
Эквадор |
32 |
118 |
Доминиканская Республика |
32 |
118 |
Индонезия |
32 |
118 |
Египет |
32 |
118 |
Республика Беларусь |
31 |
123 |
Мавритания |
31 |
123 |
Сьерра-Леоне |
31 |
123 |
Мозамбик |
31 |
123 |
Вьетнам |
31 |
123 |
Ливан |
30 |
128 |
Того |
30 |
128 |
Кот-д’Ивуар |
29 |
130 |
Никарагуа |
29 |
130 |
Уганда |
29 |
130 |
Коморы |
28 |
133 |
Россия |
28 |
133 |
Гондурас |
28 |
133 |
Гайана |
28 |
133 |
Иран |
28 |
133 |
Казахстан |
28 |
133 |
Кения |
27 |
139 |
Пакистан |
27 |
139 |
Нигерия |
27 |
139 |
Азербайджан |
27 |
139 |
Непал |
27 |
139 |
Камерун |
26 |
144 |
Бангладеш |
26 |
144 |
Украина |
26 |
144 |
Республика Конго |
26 |
144 |
Сирия |
26 |
144 |
Центрально-Африканская республика |
26 |
144 |
Папуа — Новая Гвинея |
25 |
150 |
Эритрея |
25 |
150 |
Парагвай |
25 |
150 |
Гвинея-Бисау |
25 |
150 |
Кыргызстан |
24 |
154 |
Гвинея |
24 |
154 |
Йемен |
23 |
156 |
Камбоджа |
22 |
157 |
Таджикистан |
22 |
157 |
Ангола |
22 |
157 |
Лаос |
21 |
160 |
Ливия |
21 |
160 |
Конго |
21 |
160 |
Зимбабве |
20 |
163 |
Экваториальная Гвинея |
20 |
163 |
Гаити |
19 |
165 |
Бурунди |
19 |
165 |
Чад |
19 |
165 |
Венесуэла |
19 |
165 |
Ирак |
18 |
169 |
Туркменистан |
17 |
170 |
Узбекистан |
17 |
170 |
Мьянма |
15 |
172 |
Судан |
13 |
173 |
Афганистан |
8 |
174 |
Северная Корея |
8 |
174 |
Сомали |
8 |
174 |
Источник: Transparency International