Вынесенная в заголовок новация содержится в дополнениях в законы о наукоградах и о науке, которые, похоже, хотят принять, минуя закон о местном самоуправлении. Хотя второе чтение законопроекта № 59542-6 затягивается — первое чтение было полгода назад.
Перспектива второго чтения и последующего принятия закона совсем не радует многих экспертов и практиков муниципального управления, опрошенных «ЭЖ». Они полагают, что наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по поддержке научно-инновационной деятельности в муниципальных образованиях станет еще одним обременением на тощие местные бюджеты. Ведь «принятие нового закона не повлечет выделения дополнительных средств из федерального бюджета», утверждается в финансово-экономическом обосновании проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 07.04.99 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» и в Федеральный закон от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Правда, в законопроекте содержится норма об усилении в рамках государственной поддержки наукоградов целевого направления финансовых средств на развитие инновационной деятельности и рост инвестиционной привлекательности муниципального образования. Но межбюджетные трансферты предлагается осуществлять по результатам конкурсного отбора предоставленных муниципалитетами проектов, содействующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов, а также организаций и объектов инфраструктуры муниципальных образований.
Преимущества получат проекты, содержащие условия о софинансировании из региональных и муниципальных бюджетов и внебюджетных источников предусматривающие участие федеральных органов исполнительной власти и государственных академий наук в развитии подведомственных им организаций в научно-производственном комплексе наукограда, представленные теми наукоградами, у которых наблюдается положительная динамика показателей инновационного развития.
Выходит, трансферты достанутся не всем муниципальным образованиям с научным статусом. Других видов финансовой помощи наукоградам законопроект не предусматривает.
В Комитете Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления полагают, что «конкурс между наукоградами» проводить не следует — государственная финансовая поддержка наукоградов должна оставаться общим правилом для всех. Сам факт придания муниципальному образованию статуса наукограда означает признание государством целесообразности развития его научно-производственного комплекса и выделение из федерального бюджета соответствующих финансовых средств.
Авторы законопроекта утверждают, что не покушаются на нормы закона о местном самоуправлении (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), а именно: на ст. 19 «Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» и ст. 20 «Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий». Однако эти статьи содержат норму о том, что «органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств».
В общем, мы опять видим, как полномочия не обеспечиваются финансами. Органы местного самоуправления наукограда наделяются правами организовывать работу наукоградов. Финансирование же реализации этих прав не является обязанностью муниципального образования и осуществляется «при наличии возможности» (ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003). То есть реализация прав, предусмотренных законопроектом, осуществляется органами местного самоуправления в инициативном порядке, утверждают авторы законопроекта и предлагают «в целях создания и обеспечения условий для осуществления научно-технической и инновационной деятельности на территории наукограда и обеспечения взаимодействия организаций научно-производственного комплекса наукограда с органами местного самоуправления» создавать правовым актом представительного органа муниципального образования научно-технический совет наукограда.
А присваивать статус наукограда муниципальному образованию сроком на десять лет будет Правительство РФ. Оно же будет досрочно отбирать статус по представлению представительного органа муниципального образования.
В связи с этим предлагается установить критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда, чтобы выделить «среди муниципальных образований городского типа территориальные единицы, имеющие одновременно высокий научный и инновационный потенциал». Здесь позволим себе замечание о юридических понятиях. В законе о местном самоуправлении нет нормы о территориальных единицах городского типа. Населенные пункты прописаны в нем как городские округа, городские и сельские поселения. Возможно, в нежелании авторов законопроекта № 59542-6 вникать в детали муниципального законодательства кроется причина их стремления наделить органы местного самоуправления правами в обход закона о местном самоуправлении? Хочется верить, что именно это обстоятельство стало причиной задержки прочтения во второй раз. Появляется вера в то, что изменения коснутся и закона о местном самоуправлении с пользой для муниципальных образований.
комментарий
Комитет Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления,
из заключения на законопроект № 59542-6
Часть средств финансовой поддержки наукоградам можно предоставлять по результатам конкурсного отбора проектов. Это позволит стимулировать органы местного самоуправления к разработке и осуществлению конкретных и эффективных мер, направленных на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности, на создание условий для устойчивого развития научно-производственного комплекса наукоградов. В то же время часть средств должна предоставляться из федерального бюджета каждому наукограду на внеконкурсной основе на выполнение федеральных требований и показателей по поддержке научно-исследовательской деятельности. Такие требования и показатели следует прописать и регламентировать в законодательстве.
Общественная палата РФ,
из заключения общественной экспертизы
Положительной тенденцией является предусмотренное законопроектом изменение системы государственной поддержки наукоградов. Прежде всего в части усиления целевой направленности финансовых средств преимущественно на поддержку развития инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры и рост инвестиционной привлекательности муниципального образования... органы местного самоуправления наделяются правами по созданию и обеспечению условий для осуществления научно-технической и инновационной деятельности на территории наукограда. Финансирование реализации указанных прав не является обязанностью муниципального образования и осуществляется при наличии возможности (ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Наукограды России
Город |
Правовой акт о присвоении статуса наукограда |
Срок действия |
Алтайский край | ||
Бийск |
Постановление Правительства РФ № 668 от 21.11.2005 |
5 лет |
Калужская область | ||
Обнинск |
Указ Президента РФ № 821 от 06.05.2000 г. |
31 декабря 2024 г. |
Ленинградская область | ||
Петергоф |
Постановление Правительства РФ № 449 от 23.07.2005 |
5 лет |
Московская область | ||
Дубна |
Указ Президента РФ № 1472 от 31.12.2001 г. |
31 декабря 2025 г. |
Жуковский |
Постановление Правительства РФ № 53 от 29.01.2007 |
5 лет |
Королев |
Указ Президента РФ № 416 от 12.04.2001 г. |
31 декабря 2025 г. |
Пущино |
Постановление Правительства РФ № 642 от 27.10.2005 |
5 лет |
Реутов |
Указ Президента РФ № 1530 от 29.12.2003 г. |
31 декабря 2027 г. |
Троицк |
Постановление Правительства РФ № 52 от 29.01.2008 |
5 лет |
Фрязино |
Указ Президента РФ № 1531 от 29.12.2003 г. |
31 декабря 2027 г. |
Новосибирская область | ||
Кольцово |
Указ Президента РФ № 45 от 17.01.2003 г. |
31 декабря 2027 г. |
Тамбовская область | ||
Мичуринск |
Указ Президента РФ № 1306 от 04.11.2003 г. |
31 декабря 2027 г. |
Источник: «ЭЖ» по данным Минобрнауки РФ