Конституционный суд РФ подтвердил, что юридические лица могут быть наказаны за недекларирование ввозимого в Россию товара более высокими штрафами, чем физические лица. Но потребовал от законодателя сделать более определенной методику исчисления штрафов.
Конституционный суд РФ обязал федерального законодателя уточнить порядок исчисления штрафов за таможенные правонарушения. При этом суд указал, что для юридических лиц размер административных штрафов может превышать размер, установленный для физических лиц за совершение аналогичных правонарушений. Эта позиция содержится в постановлении КС РФ от 26.11.2012 № 28-П, вынесенном по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ.
Судебная практика разделила штрафы на «физические» и «юридические»
С жалобой в КС РФ обратилась компания-импортер, которая ввезла на территорию России из Финляндии партию полиэтиленовых пакетов для сигар. Но задекларировала только часть товара, в чем и была уличена таможенной службой.
В результате общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере рыночной стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения. Для исчисления размера штрафа таможенной службой была использована рыночная стоимость товара на территории России, определенная экспертным заключением. Но такой порядок расчета вызвал возражения со стороны компании.
Представители компании аргументировали заявление следующим образом. Суды при назначении наказания по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ определяют размеры административных штрафов в отношении юридических лиц исходя из рыночной стоимости ввезенных и незадекларированных товаров на территории России. В то время как такой порядок лишает юридическое лицо возможности предвидеть последствия своих действий, ведь ему неизвестно, какова будет рыночная стоимость товара по оценке эксперта, и она может не соответствовать реальным затратам на приобретение товара за рубежом. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в КС РФ с заявлением о проверке конституционности нормы ч. 1 ст. 16.2
КоАП РФ в ее взаимосвязи с ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ. Стоит отметить, что санкция первой из названных норм не содержит дифференцированных размеров штрафов для физических и юридических лиц (они составляют от однократной до двукратной стоимости предмета правонарушения, также предусмотрена возможность конфискации). Эта дифференциация обусловлена толкованием данной нормы тем же КС РФ. Часть 2 ст. 27.11 КоАП РФ устанавливает, что стоимость товаров определяется на основании государственных регулируемых цен, если таковые установлены, а в остальных случаях цена устанавливается на основании рыночной стоимости, а при необходимости на основании заключения эксперта.
Статус юридического лица предполагает наличие рисков
Представители заявителя надеялись на то, что Конституционный Суд РФ уравняет юридических лиц в правах с физическими лицами, чье наказание за нарушение таможенного законодательства было облегчено два с небольшим года назад (постановление КС РФ от 13.07.2010 № 15-П, далее — постановление № 15-П).
Тогда суд пришел к выводу, что порядок оценки стоимости товара (исходя из экспертной оценки его цены на территории России) не позволяет объективно отражать реальные затраты декларанта — физического лица на его приобретение. Ведь цены на одни и те же товары, продаваемые в разных странах и ввозимые на территорию Российской Федерации, могут различаться в разы.
Подобные аргументы были единодушно отвергнуты всеми выступавшими в ходе рассмотрения жалобы представителями государства. Они подчеркивали, что физические и юридические лица обладают разными экономическими возможностями, действуют, преследуя разные цели и с разной степенью риска. А значит, для них возможно и нужно устанавливать разную степень ответственности.
В результате Конституционный суд РФ пришел к выводу, что на юридических лиц его позиция, высказанная в постановлении № 15-П, не распространяется.
Организации в курсе рыночной стоимости своих покупок
Спор, по которому было вынесено постановление № 15-П, возник в связи с тем, что физические лица при декларировании товара ориентировались на его фактическую стоимость, уплаченную ими в стране приобретения. Тогда как для правоприменительных органов не исключалась возможность использования рыночной или иной стоимости этого товара в РФ. К тому же гражданам до признания ст. 188 УК РФ утратившей силу (Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ) за недекларирование или неполное декларирование грозила не только административная, но и уголовная ответственность. И какому преследованию — уголовному или административному — они в результате будут подвергнуты, зависело от того, как таможенные органы оценят ввезенные ими товары. А это повышало значимость критериев оценки.
КС РФ не согласился с тем, что юридические лица в сложившейся правовой ситуации не могут предвидеть последствия своих действий. Они должны иметь представление о рыночной стоимости перемещаемых товаров, поскольку делают это, преследуя коммерческие интересы, а также могут воспользоваться услугами экспертов. Компании должны быть осведомлены и об ответственности за таможенные правонарушения.
В результате КС РФ признал, что уровень ответственности для юридических лиц за нарушение таможенных правил выше, чем у граждан, а оспариваемые нормы были признаны не противоречащими Конституции РФ.
Конституционный суд напомнил о необходимости конкретизировать нормы законодательства
В то же время суд отметил, что его правовая позиция не снимает с законодателя обязанности четко и однозначно определить, какую стоимость товара, явившегося предметом правонарушения, следует использовать при исчислении размера соответствующего административного штрафа. На данную обязанность было указано еще в постановлении № 15-П. А законопроект «О внесении изменений в статьи 4.5, 16.2 и 27.11 КоАП РФ», направленный на уточнение порядка исчисления размера административного штрафа за недекларирование товаров по установленной форме, а также конкретизацию порядка определения стоимости изъятых таможенным органом вещей, принят Госдумой пока только в первом чтении.
к сведению
В соответствии с главой 8 Таможенного кодекса ТС, положения которой не распространяются на товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами для личного пользования (п. 4 ст. 64), декларирование таможенной стоимости осуществляется декларантом — юридическим лицом в рамках таможенного декларирования товаров путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров. Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (п. 1, 2 и 4 ст. 65). Основой определения таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию таможенного союза товаров согласно ст. 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (от 25.01.2008) должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в ст. 4 данного Соглашения. Она предусматривает, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними применяются правила, установленные ст. 6—10 Соглашения. При этом таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.). Особенности перемещения физическими лицами товаров для личного пользования определены главой 49 ТК ТС. Применительно к товарам для личного пользования таможенная стоимость определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования (п. 1 ст. 361).