В Госдуму внесен законопроект с изменениями в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, который нацелен на совершенствование защиты прав потребителей услуг микрофинансовых организаций.
Законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Закон № 151-ФЗ), устанавливающие обязанности микрофинансовой организации по информированию заемщиков о включении сведений об организации в государственный реестр микрофинансовых организаций, а также по раскрытию информации о полной стоимости микрозайма.
Для этого понятийный аппарат Закона № 151-ФЗ дополнят понятием «полная стоимость микрозайма». Под ней понимается сумма всех платежей, связанных с заключением и исполнением договора микрозайма (включая процентную ставку, комиссионные вознаграждения и иные платежи заемщика, в том числе в пользу третьих лиц в случае, если обязанность заемщика по таким платежам вытекает из условий договора микрозайма). Полная стоимость займа будет рассчитываться в порядке, установленном уполномоченным органом.
Микрофинансовые организации будут обязаны на первой странице договоров микрозайма размещать информацию о размере полной стоимости микрозайма в рамке. Кроме того, они будут обязаны проинформировать лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма, о включении организации в госреестр микрофинансовых организаций и по его требованию предоставить копию подтверждающего документа.
Разработчики законопроекта из-за наличия в реестре микрофинансовых организаций большого количества организаций с одинаковым названием в целях дополнительной защиты потребителей от возможного введения их в заблуждение предлагают ввести запрет на использование микрофинансовыми организациями одинаковых названий. В частности, дополнить ст. 6 Закона № 151-ФЗ новым основанием для отказа во внесении сведений о юридическом лице в реестр микрофинансовых организаций — наличие в этом реестре сведений о юридическом лице, индивидуализирующее обозначение которого совпадает с индивидуализирующим обозначением заявителя.
Уполномоченному органу также предоставят право на исключение микрофинансовой организации из соответствующего реестра в случае неоднократного нарушения ею законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В случае утраты своего статуса микрофинансовая организация, в наименовании которой используется словосочетание «микрофинансовая организация», должна будет в течение 60 календарных дней исключить его из названия. Кроме того, она должна будет направить в уполномоченный орган в определенный им срок свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в госреестр микрофинансовых организаций.
Закон дополнят нормой, предоставляющей микрофинансовым организациям (величина собственных средств которых, рассчитанная в порядке, установленном уполномоченным органом, составляет не менее 100 млн руб., а показатель экономического норматива достаточности собственных средств при осуществлении выпуска облигаций соответствует установленному уполномоченным органом значению) право на выпуск облигаций номинальной стоимостью менее 1,5 млн руб.
Также предлагается внести изменения и дополнения в КоАП РФ с целью детализации видов административных правонарушений в сфере кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности. А также увеличить размер штрафов за нарушение законодательства в этих сферах.
Кроме того, ввести административную ответственность за использование юридическим лицом, не включенным в государственный реестр микрофинансовых организаций, в своем названии словосочетания «микрофинансовая организация».
Законопроектом в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» вносится дополнение, предусматривающее введение ограничения на размещение рекламы, связанной с предоставлением займа от нефинансовых организаций. Также на рекламу займов предлагается распространить требования по раскрытию всех условий, определяющих стоимость займа, если такая реклама содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость. При этом законопроектом предусматривается распространение ответственности за нарушение данных требований по рекламе как в отношении рекламодателя, так и в отношении рекламораспространителя.