Если право пользования недрами досрочно прекращено из-за того, что недропользователь нарушил существенные условия лицензионного соглашения, речь идет не об административном наказании, а о расторжении договорных отношений (лицензионного соглашения) в порядке, установленном Законом о недрах. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в постановлении от 27.11.2012 № 9662/12.
Суть дела
На основании лицензии, выданной в 2001 г. со сроком действия до 1 января 2021 г., общество получило право пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи рудного золота на одном из месторождений Красноярского края. Было заключено лицензионное соглашение о существенных условиях лицензии.
В 2009 г. в лицензионное соглашение с подачи общества были внесены изменения. В частности, в срок до 1 января 2010 г. общество должно было разработать и согласовать проект на опытно-промышленную эксплуатацию утвержденных запасов с производительностью карьера и модульной обогатительной установки 150 т.
В том же 2009 г. общество заключило договор с проектной организацией на разработку в срок до 15 октября 2010 г. (то есть на 9,5 месяцев позже срока, указанного в лицензионном соглашении) соответствующего проекта.
Дальнейшая хроника событий выглядит так. Управление уведомило общество о невыполнении в срок существенных условий лицензии и о том, что возможно досрочное прекращение права пользования недрами, если в трехмесячный срок нарушение не будет устранено. В свою очередь общество уведомило управление о том, что из-за корпоративного конфликта не успевает к контрольному сроку завершить разработку и согласование проекта и просит перенести этот срок. Управление предложило обществу представить заявление о переносе сроков с приложением необходимых документов. Эти документы общество не представило. Управление известило общество о том, что будет рассматривать вопрос о досрочном прекращении лицензии, а затем приказом от 27.09.2010 досрочно прекратило право общества на пользование недрами, исключив лицензию общества из государственного реестра.
Общество оспорило этот приказ в арбитражном суде.
Судебное разбирательство
Первая инстанция отказала обществу. Суд исходил из того, что оспариваемый приказ соответствует п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах). Общество в течение девяти лет (с 2001 г. — год выдачи лицензии и по 2010 г. — дата издания оспариваемого приказа) обладало лицензией, но принятых обязательств так и не исполнило. Срок окончания работ по проекту (15 октября 2010 г.) изначально не позволял исполнить обязательство в срок, установленный в лицензионном соглашении (1 января 2010 г.). Общество должно было предвидеть возможность наступления для него негативных последствий.
Но апелляция и кассация отменили этот вердикт. Суды посчитали, что в нарушении условий лицензионного соглашения отсутствует вина общества, так как проект разрабатывал исполнитель, который и установил такой неприемлемый срок. Причем общество неоднократно обращалось к исполнителю с просьбой ускорить изготовление проекта.
Не согласившись с таким подходом, управление обратилось в ВАС РФ.
Позиция ВАС РФ
В Определении ВАС РФ от 14.09.2012 № ВАС-9662/12, которым дело передано в Президиум, коллегия судей обратила внимание на важные обстоятельства, которые не учли суды апелляционной и кассационной инстанций.
Так, требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в ст. 12 Закона о недрах: такая лицензия закрепляет перечисленные в данной норме закона условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему закону. Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (п. 10 ст. 22 Закона о недрах). Общество как субъект предпринимательской деятельности действует самостоятельно и на свой риск (ст. 2 ГК РФ). Право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (ч. 2 п. 2 ст. 20 Закона о недрах). Как разъяснено в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ.
Таким образом, досрочное прекращение права пользования недрами по причине нарушения существенных условий лицензионного соглашения фактически представляет собой расторжение в установленном Законом о недрах порядке договорных отношений (лицензионного соглашения) и не является административным наказанием (актом привлечения к административной ответственности) в смысле КоАП РФ, для проверки законности которого требуется установление наличия вины лица, в отношении которого издан этот акт, как необходимой части состава правонарушения. Выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о необходимости установления вины общества в неисполнении им существенных условий лицензионного соглашения сделаны без учета положений названных норм права.
В итоге Президиум ВАС РФ оставил в силе решение суда первой инстанции, принятое в пользу управления, и отменил постановления апелляционного и кассационного судов.