Больше сберегать не стали

| статьи | печать

Сбережения делают чуть менее трети россиян. И наиболее популярными формами их хранения остаются банковские вклады либо наличные. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).

Доля сберегателей в России на протяжении последних семи лет принципиально не меняется и остается на уровне трети населения. Основной барьер — невысокие доходы россиян. Уровень благосостояния жителей страны за последние пять — семь лет принципиально не вырос. В связи с этим и возможностей накапливать свободные средства также не увеличилось. Сдерживает рост накоплений населения и низкая финансовая грамотность. Только четверть россиян на текущий момент в той или иной степени ведут учет своих доходов и расходов. Большинство же такой практики по-прежнему не придерживается.

Кризис не привел к существенному изменению количества сберегателей в России, однако заметно повлиял на изменения в структуре сберегательных мотивов. В частности, нецелевой мотив сбережений («на всякий случай», «про запас», «на старость») стал встречаться чаще. Остается острой для россиян и проблема улучшения жилья, а значит сохраняется актуальность накоплений на покупку недвижимости. А вот копить на покупку автомобиля или товаров длительного пользования (мебель, бытовая техника и т.п.) россияне стали, на­оборот, реже.

Банковские вклады были и остаются наиболее востребованными формами хранения сбережений — 66% сберегателей держат свои накопления в виде депозитов. Альтернативу вкладам составляют лишь наличные — 35% россиян, имеющих накопления, отдают им предпочтение. Остальные формы сохранения накоплений по-прежнему практически не востребованы населением. Ценные бумаги и иные инвестиционно-сберегательные инструменты используются жителями страны крайне редко. Причиной тому особенности сберегательного поведения — для российских граждан более важно сохранить накопленное, чем его преумножить.

Есть ли у Вашей семьи сбережения, накопления? (%)


2005

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Есть

27

28

26

31

28

33

28

Нет

64

66

68

65

68

63

67

Затрудняюсь ответить

9

6

6

4

3

4

5

Источник: НАФИ