III квартал нынешнего года оказался неудачным для российского лизингового рынка, отмечали участники конференции «Лизинг в России — 2012», организованной РА «Эксперт». Сумма сделок за июль — сентябрь составила 253 млрд руб. (для сравнения: за аналогичный период 2011 г. этот показатель равнялся 390 млрд руб.). Замедление роста рынка нарастает и грозит превратиться в стагнацию. Даже при сохранении традиционной сезонности (заключении максимального объема сделок в IV квартале) относительный прирост рынка вряд ли будет двузначным, а его объем составит около 1,4 трлн руб.
целом за девять месяцев 2012 г. новый бизнес достиг уровня 955 млрд руб., а прирост к аналогичному периоду прошлого года — 5%. Прирост настолько мал, что оказался ниже индекса цен производителей за тот же период (106,9% по данным Росстата). А это уже говорит о сокращении рынка в реальном выражении, подчеркивается в исследовании РА «Эксперт» «Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2012 г.: уже не рост, еще не стагнация».
Лизинг в сегменте крупного бизнеса чутко отреагировал на падение инвестиционной активности, связанное с неопределенностью макроэкономической ситуации. В условиях, когда крупнейшие сделки занимают доминирующее положение на рынке, их снижение привело к торможению всей отрасли. «На развитие рынка лизинга в III квартале существенное влияние оказали сокращение инвестиционных затрат крупными клиентами сырьевого сектора и падение цен на универсальный парк железнодорожной техники (здесь стоимость снизилась более чем на 15% к II кварталу 2012 г.)», — полагает генеральный директор ОАО ВТБ Лизинг Андрей Коноплев.
«В августе — сентябре в ряде сегментов царила неопределенность, — считает директор по развитию бизнеса ГТЛК Владимир Добровольский. — Это временное и прогнозируемое явление, связанное со вступлением России в ВТО. Как и на каких отраслях оно отразится, пока не может сказать никто. Клиенты занимают выжидательную позицию, пока не разберутся, как что работает. Поэтому многие лизингодатели столкнулись с падением спроса». В частности, в момент срочного введения утилизационных пошлин на автомобили значительная часть компаний приостановила закупки.
Совокупный лизинговый портфель на 1 октября 2012 г., по данным исследования, составил 2,35 трлн руб. Стоит отметить, что темпы прироста суммы портфеля за прошедший год существенно превышают темпы прироста и нового бизнеса, и полученных платежей — 46,8% против 4,9 и 5,5% соответственно. Это свидетельствует об удлинении сроков лизинговых сделок, в особенности крупномасштабных. Такое удлинение, хотя и выгодно для лизингополучателей, может негативно повлиять на финансовую устойчивость лизинговых компаний (если данные сделки фондируются краткосрочными кредитами банков). Поэтому позволить себе проведение подобных длинных сделок, подвергаясь меньшему риску, могут только крупнейшие лизингодатели, имеющие широкие возможности рефинансирования и привлечения дополнительных заемных средств.
Дефицит клиентов тормозит рынок
Основным барьером, сдерживающим развитие рынка, стала нехватка надежных клиентов, на которую жаловались его участники и в 2010 г. В то же время причины остроты на рынке в 2010 и 2012 г. различны. Два года назад это было улучшение ситуации с ликвидностью у банков, в результате чего лизингодатели получили дефицит качественных клиентов. В текущем же году ликвидность сжимается, однако темпы падения спроса и числа надежных клиентов опережают сокращение ресурсной базы лизингодателей.
Нехватка у лизинговых компаний средств достаточной длительности и объема сместилась слегка вниз в списке негативных факторов (из-за улучшения ликвидности у банков в начале 2012 г.), но по-прежнему вызывает большие трудности у лизингодателей. Более того, проблема обостряется, особенно в части роста ставок кредитования и изменений банковского регулирования.
Четвертую позицию в перечне барьеров занимают противоречия и недоработки в законодательстве. «Основной законодательной недоработкой является неопределенность лизинга как инвестиционной деятельности, — уверен директор по развитию ГК „Альфа-Лизинг“ Иван Перелешин. — Это глобальное противоречие формы и содержания. По своей сути лизинг — финансирование под залог имущества с оставлением права собственности у залогодержателя. Однако в правовом поле это до сих пор аренда, со всеми вытекающими последствиями. Созданное же судебное пространство для злоупотреблений заставляет собственников выходить из бизнеса, так как право собственности лизингодателя не защищено, суммы полученных платежей оспоримы, а убытки недоказуемы именно в силу действующей юридически некорректной трактовки продукта».
Оптимистичный сценарий вероятнее
Торможение рынка лизинга, начавшееся в первой половине 2012 г., нарастает и грозит превратиться в стагнацию. В то же время, если на рынке сохранится традиционная сезонность (заключение максимального объема сделок в IV квартале), сокращения рынка может и не произойти.
При пессимистичном сценарии (продолжении снижения ставок аренды подвижного состава) последует ухудшение динамики рынка и резкое падение качества лизингового портфеля, а прирост нового бизнеса составит менее 10%.
«Существенным образом изменится бизнес в железнодорожном транспорте, — замечает А. Коноплев. — На протяжении последних лет преимущественно обновлялся парк полувагонов, и в ближайшие годы ожидается постепенное обновление парка специализированного подвижного состава: цементовозов, цистерн для сжиженных газов и пр. Лизингодатели подвижного состава, вышедшие на рынок в 2011—2012 гг., впервые могут столкнуться с неплатежами, также на рынке появятся крупные лоты изъятого парка. Количество компаний на данном рынке будет сокращаться в основном за счет поглощения более крупными игроками».
Оптимистичный сценарий предполагает некоторое ускорение инвестиций, а также стабилизацию и даже восстановление цен на железнодорожную технику, что будет толкать рынок вверх. Увеличение объема новых сделок в этом случае будет равняться 15—20% (1,55—1,7 трлн руб.). «Темпы роста рынка в 2013 г. будут менее агрессивными, чем раньше, и составят 20—30%, — прогнозирует генеральный директор ЗАО „Газпромбанк Лизинг“ Максим Агаджанов. — В первую очередь это обусловлено тенденциями в сегменте лизинга железнодорожного подвижного состава, где наблюдается стабилизация спроса. Драйверами роста в 2013 г. станут автотранспорт, строительная и спецтехника, авиатранспорт, нефтегазовое оборудование. Это связано с реализацией подписанных в текущем году соглашений в сегменте авиатранспорта, оживлением в строительной отрасли, стабильным развитием нефтегазового сектора».
Оптимистичный сценарий развития рынка лизинга аналитики РА «Эксперт» считают более вероятным. Лизинговые компании уже начали адаптироваться к новым условиям.
Зафиксированный Росстатом рост капитальных инвестиций в августе — сентябре позволяет надеяться на позитивный тренд. Впрочем, прирост и в этом случае вряд ли будет двузначным и составит около 8%, а объем нового бизнеса —1,4 трлн руб.
Основные факторы, негативно влияющие на лизинговый рынок
Место (2012) |
Негативный фактор |
Место (2011) |
Место (2010) |
1 |
Нехватка платежеспособных «качественных» клиентов |
5 |
1 |
2 |
Нехватка у ЛК заемного финансирования в достаточном объеме |
1 |
3 |
3 |
Нехватка у ЛК финансирования с длительными сроками (длинные ресурсы) |
2 |
2 |
4 |
Противоречия и недоработки в законодательстве, препятствующие развитию отдельных сегментов (оперативный лизинг, лизинг недвижимости) |
4 |
5 |
5 |
Недостаточный спрос на лизинговые услуги со стороны клиентов |
8 |
4 |
6 |
Отсутствие современного и адекватного регулирования бухгалтерского учета лизинговых операций |
6 |
8 |
7 |
Проблемы с возвратом/зачетом НДС |
9 |
7 |
8 |
Повышенное внимание к лизинговым сделкам со стороны налоговых органов |
7 |
6 |
9 |
Другие причины |
10 |
9 |
- |
Негативные ожидания лизингодателей в отношении законодательной базы (возможной отмены ускоренной амортизации) |
3 |
- |
Источник: «Эксперт РА»
Индикаторы развития рынка лизинга
Показатели |
2009 г. |
9 мес. 2010 г. |
2010 г. |
9 мес. 2011 г. |
2011 г. |
9 мес. 2012 г. |
2012 (прогноз) |
Объем нового бизнеса, млрд руб. |
315 |
420 |
725 |
920 |
1300 |
965 |
1330—1400 |
Темпы прироста (период к периоду), % |
–56,2 |
127 |
130,2 |
119 |
79,3 |
4,9 |
2—8 |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. |
320 |
228 |
350 |
360 |
540 |
380 |
500 |
Темпы прироста, % |
–20,6 |
–1,7 |
9,4 |
57,9 |
54,3 |
5,5 |
— |
Объем профинансированных средств, млрд руб. |
154 |
258 |
450 |
509 |
737 |
434 |
— |
Темпы прироста, % |
–65 |
162 |
192,2 |
97,3 |
63,8 |
–14,7 |
— |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб. |
960 |
1040 |
1180 |
1600 |
1860 |
2350 |
2550 |
Темпы прироста, % |
–31 |
7 |
22,9 |
53,8 |
57,6 |
46,8 |
— |
Номинальный ВВП России, млрд руб. (по данным Росстата) |
39016,1 |
— |
44491,4 |
— |
54 369,1 |
— |
60 590 |
Доля лизинга в ВВП, % |
0,81 |
— |
1,63 |
— |
2,39 |
— |
— |
Источник: «Эксперт РА»