«Почта России» обретает крылья

| статьи | печать

Первый в современной России почтовый самолет начал выполнять регулярные рейсы в труднодоступные районы Хабаровского края, куда «только самолетом можно долететь».

Ежедневно, за исключением субботы и воскресенья, двухмоторный турбовинтовой Л-410 летает из Комсомольска-на-Амуре в Аян и Херпучи, Богородское и Нелькан, еще несколько населенных пунктов.

Снова в небе

Много десятилетий назад рожденный летать самолет не один год тосковал по небу на задворках тихого аэродрома, пока ФГУП «Почта России», РОСТО (ДОСААФ) и Минобороны не договорились вернуть его в родную стихию. Нет уж страны — производителя летательного аппарата — Чехословакии, не стало и страны-покупателя — СССР, а малотоннажный ближнемагистральный летательный аппарат той поры обрел второе дыхание. Продукт былой международной экономической интеграции возит почту на Дальнем Востоке. Его грузоподъемность — до 1,7 т — позволяет доставлять в удаленные места наряду с корреспонденцией и газетно-журнальную периодику. Это подтвердил корреспонденту «ЭЖ» генеральный директор «Почты России» Александр Киселев в московском аэропорту «Домодедово», откуда в начале декабря поднялось в небо воздушное судно с фирменной раскраской почтового ведомства страны.

Необходимость найма летательного аппарата возникла из-за того, что местные авиакомпании в силу разных причин, к примеру, ввиду сжатия авиапарка, жесткого графика полетов, дефицита топлива, не справляются с растущим потоком почтовых отправлений. Они перевозят менее половины требуемого объема. И «Почта России» заключила договор фрахта с соответствующими службами Министерства обороны, а с РОСТО (ДОСААФ) — соглашение о техническом обслуживании. Еще одно соглашение заключено с аэродромными службами. В результате «Почта России» оплачивает летное время воздушного судна, его наземное обслуживание и перронную обработку перевозимого груза.

На вопрос «ЭЖ» о возможном росте стоимости почтовых услуг для жителей дальних населенных пунктов главный почтальон страны ответил: «Тарифы не вырастут». По его словам, предприятие компенсирует затраты за счет расширения услуг населению, в частности, предоставления линейки финансовых операций. Впоследствии, с расширением парка зафрахтованных самолетов и вертолетов, затраты уменьшатся.

По словам министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова, вслед за Хабаровским краем почтовые самолеты появятся на Камчатке и Чукотке, в Красноярском крае и Магаданской области, Республике Саха (Якутия) и других субъектах Федерации.

Перспективы авиапочты

Почтовое ведомство планирует вывести к 2015 г. на внутрирегиональные и межрегиональные авиаперевозки до десяти самолетов и восьми вертолетов. В частности, для эксплуа­тации в Красноярском крае намечено зафрахтовать два грузовых самолета Ан-26 намного большей вместимости, чем Л-410. Четыре винтокрылые машины Ми-8 планируется эксплуатировать в Республиках Коми и Саха (Якутия), Архангельской и Тюменской областях, Ханты-Мансийском, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах. Над этими же территориями, но по другим маршрутам будут летать четыре вертолета Ми-8 большей грузоподъемности. В арктических широтах авиапочту будут перевозить уже зарекомендовавшие себя на Севере реактивные Ан-72 и Ан-74. Все эти воздушные суда находятся в подразделениях Мин­обороны и поднимаются в небо от случая к случаю. Новое применение им предложила «Почта России», чтобы поднять качество обслуживания вне зависимости от места проживания людей и сократить сроки доставки корреспонденций и периодики — федеральной, региональной, местной. Только бы эффект использования военного неликвида в благородном деле приближения россиян в глубинке к такому благу цивилизации, как свое­временная и качественная почтовая услуга, не обернулось «Оборонсервисом-2». Крамольное сомнение невольно возникло при общении с энергичными молодыми людьми спортивного телосложения на проводах почтово-синего Л-410 в столичном аэропорту. Очень уж они не хотели говорить, кому принадлежит перекрашенный самолет, ссылаясь на Воздушный кодекс РФ, по которому воздушные суда у нас могут быть в частной и государственной собственности. Возможно, опасения напрасны. На встрече с доверенными лицами Президента РФ 9 декабря министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что функция министерства — строительство вооруженных сил, а не продажа военного имущества. Он считает, что торговать военным имуществом должно Рос­имущество, «так как это нужно стране». Правда, в случае с почтой речь идет о фрахте, не о покупке-продаже, и руководство «Почты России» заверяет, что в случае необходимости почтовые самолеты могут использоваться, например, при борьбе с огнем или для экстренной доставки тяжелобольного.

Жалоб в 44 раза больше благодарностей

На земле между тем у почтовиков проблем невпроворот. Особенно сейчас, в пору новогодних и рождественских подарков. В декабре только из-за рубежа ожидается более двух миллионов поступлений, что в два раза больше пиковой нагрузки прошлого года. Чтобы справиться с растущим потоком зарубежных отправлений, почтовики открыли в 2012 г. дополнительные производственные площадки международного почтового обмена (ММПО) в Самаре, Артеме (Приморский край) и подмосковном Внуково. В следующем году планируется открыть пункты обработки почты в Новосибирске и Петрозаводске. До этого 92% международных писем и посылок поступало и обрабатывалось в Москве, что доставляло головную боль и тем, кто обрабатывает груз, и тем, кто его ждет.

Автору этих строк тоже довелось не один раз мотаться между пунктами обработки зарубежной почты на Варшавском шоссе и проспекте Вернадского, благо интернет-контроль позволял отследить местонахождение посылок и бандеролей с книгами еще до того, как почтальон из Сабурово принесет извещение о поступлении в почтовое отделение. И каждый раз облегченно переводил дух — дошло-таки отправление. Пусть потрепанное, но целое. Не жаловаться же, что ждать пришлось долго. Поезд из Мюнхена в Москву идет двое суток. Отпускаем по двое суток на логистику у них там и у нас здесь. Отбрасываем воскресенье. Получается неделя, но никак не полмесяца, по истечении которого начались перемещения между Варшавским шоссе и проспектом Вернадского. И всегда в узлах обработки корреспонденций толпились люди. Их нередкие перепалки с работниками почты и просто разговоры в очереди — живая оценка логистической схемы. Правда, мало кто садился строчить жалобу. Но даже внутриведомственная статистика свидетельствует, что в 2011 г. число обращений граждан выросло по сравнению с показателем 2010 г. почти на 8%. В ведомстве объясняют это ростом почтового потока и охотно сообщают, что в том же 2011 г. поступило 19 736 благодарностей. Но это в 44 раза меньше жалоб. И Роскомнадзор утверждает, что в 2011 г. вырос объем почты, доставляемой с нарушением установленных правительством контрольных сроков. «Почта России» объясняет это невыполнением договорных обязательств партнерами — железнодорожниками, авиаперевозчиками. Возможно, поэтому возникла мысль возродить авиадоставку почты хотя бы в отдаленные и труднодоступные районы.

к сведению

Фрахт — размер оплаты за перевозку грузов, осуществляемой на зафрахтованном судне.

Источник: Энциклопедический словарь Габлера (М., ИД «Экономическая газета», 1998)

Динамика экономических показателей ФГУП «Почта России»

Годы

Доходы (млрд руб.)

Инвестиции(млрд руб.)

Прибыль чистая(млн руб.)

Поступления из-за рубежа

посылки

мелкие пакеты

2008

86,5

2

–1474

667 043

440 781

2009

96,3

5

306

781 878

631 166

2010

105,4

7,9

483

1 158 264

1 163 098

2011

120,7

8,5

798

1 700 747

2 683 669

2012

136,6

14,8

н/д

н/д

н/д (оценка)

Источник: Министерство связи и массовых коммуникаций РФ