12 декабря закончился прием замечаний и предложений к очередному законопроекту, направленному на «сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Российской Федерации», который разработал Минфин России. Чиновники предлагают обогатить Налоговый кодекс новым разделом, посвященным проверкам исполнения кредитными организациями предусмотренных НК РФ обязанностей.
Стабильность бюджетной системы России прямо пропорциональна объему полномочий контролирующих органов, которые работают в сфере налогов и сборов. По крайней мере, именно к такому выводу можно прийти, прочитав пояснительную записку к разработанному Минфином законопроекту «О внесении изменений в часть первую НК РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с совершенствованием контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах» (далее — законопроект, опубликован на сайте Минфина России 27 ноября 2012 г.).
Банк — особый субъект, но проверять его надо как и всех остальных
Законопроект, разработанный Минфином, предлагает дополнить НК РФ новым разделом, содержащим правила проведения проверок в отношении кредитных организаций как особых субъектов налоговых правоотношений. Предметом такого контроля будет выступать исполнение банками возложенных на них Налоговым кодексом обязанностей. В частности, речь идет о предоставлении информации и документов налоговым органам в отношении налогоплательщиков, о перечислении налоговых платежей в бюджетную систему, об исполнении инкассовых поручений налоговых органов и т.д.
В настоящее время к обязанностям банков как участников налоговых правоотношений (абстрагируясь от тех случаев, когда они выступают в качестве налогоплательщиков) относятся:
- исполнение поручения налогового органа на списание со счета налогоплательщика в банке обязательных платежей, взыскиваемых в принудительном порядке, а также поручения налогоплательщика на такое списание в добровольном порядке (ст. 46, 60 НК РФ);
- приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке на основании решения налогового органа, а также своевременное возобновление таких операций (ст. 76 НК РФ);
- уведомление налоговых органов об открытии, закрытии, изменении реквизитов света, а также корпоративного электронного средства платежа (п. 1 ст. 86 НК РФ);
- предоставление по запросу налогового органа справки о наличии счетов и электронных средств платежа налогоплательщика в банке, а также об отстатках денежных средств (п. 2 ст. 86 НК РФ);
- предоставление документов или информации в отношении налогоплательщика (ст. 93.1 НК РФ).
Ответственность за неисполнение перечисленных выше обязанностей банком предусмотрена в НК РФ, а также КоАП РФ, преимущественно в виде штрафов. Специальных проверок на предмет надлежащего исполнения банками данных обязанностей налоговые органы не проводят, поскольку такие контрольные мероприятия не подпадают под понятие «налоговый контроль» и процедура их осуществления в НК РФ не установлена.
Теперь Минфин России решил восполнить этот досадный пробел, разработав правила осуществления контроля за исполнением банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Справедливости ради стоит отметить, что велосипеда чиновники не изобрели: в законопроекте сказано, что «производство по делу о нарушении банками обязанностей... осуществляется в порядке, установленном статьей 101.4 НК РФ», то есть аналогичном порядку производства по делу о налоговых правонарушениях. Это несколько расходится с утверждением о том, что банки являются специфическими субъектами, включенным в текст пояснительной записки к законопроекту.
Название проверяемого банка — обязательно, а причина проверки — не очень
По замыслу чиновников, все проверки банков будут выездными: осуществлять их планируется в помещениях банка (ст. 105.27 НК РФ в редакции законопроекта). При этом проверки банка и его филиалов будут рассматриваться как обособленные контрольные мероприятия, а потому ограничения по срокам, глубине и частоте проверок считать будут тоже отдельно. Отметим, что выносить подлинники любых документов, предоставленных банком в ходе проверки, с территории банка налоговый орган не сможет (п. 12 ст. 105.27 НК РФ в редакции законопроекта).
Решение о проведении банковской проверки должен будет принимать налоговый орган по месту нахождения банка. Форму такого решения разработает ФНС России, в случае если банковское лобби все же даст законопроекту перерасти в статус федерального закона.
В законопроекте есть и требования к содержанию такого решения. В нем налоговый орган обязан будет указать полное и сокращенное наименование банка, предмет проверки, проверяемый период, а также данные лиц, которым поручается проведение проверки. И ни слова о том, что налоговому органу следует как-то обосновать назначение контрольного мероприятия. А, на наш взгляд, сделать это стоило бы.
Законопроектом предусмотрен предел глубины проверки — как и обычная налоговая, проверка банка будет ограничиваться трехлетним периодом, предшествующим году, в котором такая проверка назначена.
Что именно налоговики собираются проверять, в законопроекте не сказано. Допустим, налоговый орган решит назначить проверку правильности исполнения банком обязанности по перечислению обязательных платежей в бюджеты различных уровней. Однако не стоит забывать, что в банке, даже не самом крупном, в день совершается огромный объем расчетных операций, многие из которых как раз и носят «налоговый» характер. Каким образом проверяющие будут выбирать область проверки? По счетам каких компаний (случайных или нужных) будет проводиться мониторинг? Из законопроекта ответы на эти вопросы не следуют так явно, как того бы хотелось.
Осуществление платежей можно будет проверить с экспертизой
Законопроектом предусмотрено несколько оснований для приостановления проверки в банке. Это истребование документов или информации о банке у лиц, располагающих такими документами (информацией), получение информации от иностранных государственных органов, проведение экспертиз и перевод на русский язык документов, представленных банком на иностранном языке. Отметим, что с учетом этих положений в интересах банка будет переводить документы на русский язык, исключив одну из возможностей продления проверки.
Что же касается такого основания, как проведение экспертизы, то оно тоже вызывает много вопросов. Хотя бы потому, что исполнение или неисполнение банком возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей можно установить, не обладая какими-либо специальными познаниями. Например, для того, чтобы из выписки по счету понять, что налоговый платеж ушел в бюджет позже, чем нужно по закону, достаточно иметь под рукой календарь.
Правда, у приостановления проверок банка, как в обычных налоговых проверках, есть предел. Общий срок приостановления не может превышать полгода плюс три месяца для случаев, когда налоговый орган запросил документы у иностранного органа и за полгода они не были предоставлены.
Как было сказано ранее, процедура проведения контрольных мероприятий в отношении банков в целом почти идентична правилам проведения проверок налогоплательщиков. По итогам проверки банка так же планируется составление справки, которая будет направлена проверяемому субъекту. Также авторы законопроекта допускают проведение повторной проверки вышестоящим налоговым органом. В общем, все как у всех.
Борьба за доступ к банковской тайне продолжается
Противостояние налоговых органов, желающих получить доступ в святая святых экономики — банковскую тайну — и кредитных организаций, не желающих исполнять мечту налоговиков, имеет довольно длительную историю. К примеру, по спорам о предоставлении справок о наличии счетов налогоплательщика в банке, а также о наличии денежных средств на этих счетах сложилась обширная судебная практика. Банки отказывались предоставлять информацию о клиентах без обоснования такого запроса. А налоговики ленились такие запросы обосновывать, в связи с чем часто проигрывали судебные дела.
Судя по последним разъяснениям Центробанка РФ, нежелание банков предоставлять налоговым органам информацию о своих клиентах не ослабевает (письмо ЦБ РФ от 07.03.2012 № 34-Т). В случае если рассматриваемый законопроект все же приобретет статус закона, налоговые органы получат гораздо больше свободы и гораздо больше аргументов в суде.