В декабре этого года фирма «1С» провела предновогодний семинар «День бухгалтерии». Мероприятие проходило при информационной поддержке газеты «Экономика и жизнь». Главная его цель — ознакомить участников с изменениями в учете и отчетности, их отражением в программах, рассказать о новых возможностях электронного документооборота. Участники «Дня бухгалтерии» получили информацию из первых рук — от специалистов Минфина России, ФНС России, Минтруда России и фирмы «1С». Отчет об этом мероприятии — в нашей статье.
Готовимся к новому закону о бухучете
Как отметила в своем выступлении Наталия Томило, ведущий консультант Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» содержит ряд значимых изменений. Так, перестают быть обязательными унифицированные формы первичных учетных документов. Теперь организации могут самостоятельно разработать собственные формы первички. Те организации, которые не хотят по каким-то причинам разрабатывать свои формы, могут продолжить использовать унифицированные.
Отметим, что комплект первичных документов входит в поставку «1С:Бухгалтерии 8» и других бухгалтерских программ, выпускаемых фирмой «1С». Организации могут использовать эти готовые формы, предварительно утвердив их в учетной политике.
Со следующего года ведение бухгалтерского учета становится обязательным для всех юридических лиц, в том числе организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. В «1С:Бухгалтерии 8», специальных версиях «1С:Упрощенка 8», «1С:Предприниматель 8» возможность ведения бухгалтерского учета для организаций на «упрощенке» поддерживается изначально. Ведь для эффективного ведения экономической деятельности даже совсем небольшим компаниям может понадобиться полноценный бухгалтерский учет.
В этом году нормативная база бухгалтерского учета продолжала активно совершенствоваться, в ряд Положений по бухгалтерскому учету планируется внести изменения. Разработчики учетных решений «1С» заблаговременно подготовились к планируемым изменениям и проработали соответствующие алгоритмы с тем, чтобы оперативно выпустить обновления программ после утверждения новых Положений по бухгалтерскому учету.
Трансфертное ценообразование
В 2012 г. вступил в силу новый раздел V.1 НК РФ «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании». В соответствии с этим разделом организации, которые осуществляют сделки со взаимозависимыми контрагентами (в размере, превышающем оборот 3 млрд руб. в год) и переводы денежных средств (более 100 млн руб. в год) в зоны особого режима налогообложения (офшоры), обязаны в текущем году, начиная с 1 января 2012 г., вести обособленный учет по контролируемым сделкам. В срок до 20 мая 2013 г. требуется предоставить в налоговые органы уведомление о контролируемых сделках.
В ближайшее время финансовым службам компаний предстоит большая работа по классификации сделок и составлению уведомления. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.
Дмитрий Вольвач, начальник Управления трансфертного ценообразования ФНС России, рассказал о принципах определения цен для целей налогообложения, об источниках информации, которыми пользуются налоговые органы при проведении контроля и определении взаимозависимости лиц. Он также отметил, что налоговое ведомство рассчитывает на скорейший перевод документального информационного взаимодействия с предприятиями в электронный вид — возможности современных ИТ-решений, в частности «1С:Предприятия 8», позволяют решить эту задачу.
В программах «1С:Управление производственным предприятием 8», «1С:Комплексная автоматизация 8», «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» функционал для заполнения уведомлений уже реализован. Разрабатывая его, методисты стремились максимально автоматизировать рутинные операции и облегчить работу. Для этого реализован удобный интерфейс анализа хозяйственных операций и ввода необходимых дополнительных сведений по сделкам, признанным контролируемыми, а также разработаны специальные «помощники подготовки уведомления».
Новый спецрежим: патентная система налогообложения
С 1 января 2013 г. выделен в отдельную главу 26.5 НК РФ специальный налоговый режим «Патентная система налогообложения». Для перехода на него индивидуальный предприниматель обязан не позднее 20 декабря 2012 г. подать заявление о получении патента. Об этом и других нововведениях в налогообложении малого бизнеса рассказала Светлана Пахалуева, ведущий советник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.
В программах «1С:Бухгалтерии 8» уже разработан механизм, предусматривающий ведение учета на основе патентной системы. Для этого пользователям этих программ достаточно просто изменить настройку, указав выбранную в новом налоговом периоде систему налогообложения.
Электронный документооборот: от теории к практике
В России полностью сформирована нормативная правовая база электронного документооборота, включая обмен электронными счетами-фактурами. Организации начинают переходить на безбумажный документооборот с клиентами и поставщиками. Но переход на эту форму взаимодействия все еще вызывает много вопросов.
Особенности применения электронного документооборота для целей налогообложения рассмотрела в своем докладе Ольга Думинская, заместитель начальника отдела НДС Управления налогообложения ФНС России. А Вера Сидорова, методист «1С», советник налоговой службы РФ 3 ранга, подробно осветила правовые, налоговые и организационные аспекты применения электронных документов и пошагово провела слушателей по цепочке обмена, которая реализована в «1С:Бухгалтерии 8». Она отметила, что пользователи этих программ могут получить дополнительные преимущества при использовании решения для обмена электронными документами «1С-Такском» — совместной разработки фирмы «1С» и оператора электронной отчетности компании «Такском».
Изменения в «зарплатном» законодательстве
3 декабря 2012 г. подписан Федеральный закон № 243-ФЗ, который вносит очередные изменения в порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Индивидуальные предприниматели, которые не подпадут в следующем году под действие льгот, будут вынуждены увеличить выплаты социальных взносов почти в 2,5 раза. Так, стоимость страхового года, которая в этом году составляла фиксированные 14384,32 руб., в будущем году будет рассчитываться по специальной формуле с учетом возросшего минимального размера оплаты труда (с 1 января 2013 г. — 5205 руб.) и составит примерно 35 664 руб.
С 2013 г. вводятся дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей. Так, повышаются до 4% тарифы для работников вредных производств, с последующим ежегодным их увеличением — до 6% в 2014 г., и 9% — с 2015 г. Подробно об этих и других изменениях рассказала Любовь Котова, заместитель директора Департамента развития социального страхования Минтруда России.
Несмотря на существенные изменения, порядок работы пользователей в «зарплатных» решениях «1С:Предприятия 8» изменится несущественно — им не потребуется осваивать новые правила ведения учета и методики расчетов. Главное — понимать суть изменений и вовремя обновить свою программу.
Подготовка годового отчета — 2012
Завершается очередной год, за который бухгалтерам необходимо будет отчитаться перед контролирующими органами. Известный методист профессор Сергей Харитонов рассказал об особенностях составления отчетности за 2012 г. и рекомендовал бухгалтерам в полной мере использовать ту поддержку, которую обеспечивает им «1С:Бухгалтерия 8», информационно-технологическое сопровождение («1С:ИТС»), а также новый сервис «1С-Отчетность».
Профессор С. Харитонов отметил, что функционал «1С-Отчетность» позволяет перевести взаимодействие с контролирующими органами на новый уровень, обеспечивая бухгалтерам в дополнение к традиционным удобствам особые преимущества:
- сдача отчетности в контролирующие органы производится прямо из программ «1С:Бухгалтерии 8», в которых ведется учет и формируются отчетные формы — без переключения на другие приложения и без повторного заполнения форм;
- подключение к сервису производится непосредственно на рабочем месте пользователя, без визита в офис оператора.
Специально в помощь пользователям программ «1С:Предприятие» выпущено пособие «Практический годовой отчет за 2012 год» под редакцией профессора С. Харитонова. В книге подробно рассмотрены ключевые изменения в законодательстве (новая бухгалтерская отчетность, страховые взносы и отчетность по ним, новые декларации по транспортному и земельному налогу, налогу на имущество, изменения по НДС, налогу на прибыль и др.) и представлена информация по заполнению форм отчетности.
Новинки от «1С»
Год назад в «День бухгалтерии» впервые была представлена редакция 3.0 «1С:Бухгалтерии 8». Пользователи получили возможность выбирать — приобретать ли «коробочную» версию программы и устанавливать ее на своем компьютере или в локальной сети, работать ли с ней в «облачном» режиме в рамках сервиса «1С:Предприятие через Интернет» (1cfresh.com), или же использовать смешанную модель работы. При этом пользователи имеют возможность выгрузить «облачную» информационную базу и перенести ее на свой компьютер.
Несмотря на известные преимущества «облаков», существуют объективные ситуации и причины, по которым пользователям этот режим может не подходить. Например, при желании использовать доработанную и настроенную «под себя» программу, неготовности менять привычные бизнес-процессы или отдавать свои базы данных «в чужие руки».
Новый сервис «1С:Линк» позволяет нажатием одной кнопки в «1С:Предприятии 8» сделать возможным надежный и конфиденциальный доступ через Интернет к программе, расположенной на сервере или компьютере пользователя. Для передачи данных по Интернету используется защищенный протокол HTTPS, гарантирующий надежное шифрование сетевого трафика с помощью персонального SSL-сертификата. В течение сессий удаленного доступа через Интернет обращение производится только к зарегистрированной в сервисе информационной базе, а не ко всему содержанию компьютера пользователя. Такая организация обеспечивает надежное хранение и обработку информации на компьютере пользователя и исключает хранение и дешифрование данных сервисом «1С:Линк». Особая ценность нового сервиса в том, что для обеспечения безопасности не требуются дополнительные расходы на программные и аппаратные средства защиты компьютера пользователя и сопровождение его системным администратором.
В настоящее время «1С:Линк» доступен пользователям в рамках пилотного проекта. После запуска сервиса в коммерческую эксплуатацию пользователи информационно-технологического сопровождения уровня ПРОФ получат возможность подключать с помощью сервиса «1С:Линк» до пяти удаленных рабочих мест (например, для генерального директора, главного бухгалтера, разъездных сотрудников).
Среди пользователей программ «1С» есть и те, кто до сих пор работает со старой версией 7.7 — поскольку иногда сложно отказаться от сформированных десятилетиями привычек и установок. Для этих пользователей в «1С:Бухгалтерии 8» реализован эмулятор интерфейса старых программ. При использовании этого режима основные возможности современного решения становятся доступны, а для перехода к полноценному их применению по мере готовности и привыкания можно легко переключиться на новый интерфейс. Напомним, что при переходе на «1С:Бухгалтерию 8» с версии 7.7 перенос накопленных данных и документов осуществляется в два простых шага непосредственно из информационной базы 7.7 и рассчитан на то, что его могут самостоятельно выполнить неподготовленные пользователи.
Бухгалтеры уже начали переходить на новую редакцию 3.0. Они ее получают в рамках обычного обновления, без дополнительной оплаты, переход не отличается от штатного обновления текущей редакции программы. Поддержку предыдущей редакции 2.0 планируется продолжать до конца марта 2014 г., обеспечив сдачу отчетности за 2013 г.
Обсуждаем перспективы
На семинаре были представлены как уже утвержденные изменения в учете и отчетности, так и те, которые в настоящее время активно обсуждаются в бизнес-сообществе и государственных структурах. Так, среди перспективных направлений — предложения Агентства стратегических инициатив России (АСИ) по совершенствованию налогового администрирования с целью повышения эффективности работы российских предприятий, государственного аппарата и экономики в целом и улучшения инвестиционной привлекательности страны.
В рейтинге Всемирного банка Doing Business на 2013 г., который характеризует инвестиционный климат в 187 странах мира, Россия занимает 112 место. Год назад — была на шесть позиций ниже. По одному из показателей рейтинга — paying taxes (уплата налогов) — продвижение вверх составило 30 пунктов, с 94 на 64. Предложенные изменения должны улучшить этот показатель и позволить к 2018 г. подняться до 40 строки этого мирового рейтинга. Один из факторов, позволяющий России потеснить другие страны по этому показателю, — использование программного обеспечения и электронных сервисов. От того, ведет ли бухгалтер учет в современной программе, которая умеет быстро и надежно подготовить отчетность и сразу же отправить ее в контролирующие органы, обменивается ли с партнерами и налоговиками первичкой через Интернет или же ведет учет по старинке с множеством «ручных» операций, зависит эффективность экономики страны и ее инвестиционная привлекательность.
Директор фирмы «1С» Борис Нуралиев доложил об основных предложениях рабочей группы АСИ по совершенствованию налогового администрирования — дорожной карте. В документ включены порядка 80 проблем и мероприятий, сгруппированные по пяти следующим направлениям:
- сокращение времени, необходимого на подготовку и сдачу налоговой отчетности;
- взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов;
- приближение расчета налога на прибыль к бухгалтерскому учету;
- НДС и электронный документооборот;
- специальные налоговые режимы.
Один из основных индикаторов результативности предпринимаемых мер — сокращение среднего времени «модельной» компании на подготовку и сдачу налоговой отчетности. Сейчас этот показатель составляет 177 часов, к 2015 г. должен уменьшиться до 140—160 часов, а к 2018 г. — до 120—150 часов.
Ознакомиться с дорожной картой можно на сайте Агентства стратегических инициатив (http://asi.ru/upload/iblock/b75/DK_14-11-2012.pdf).