В четверг, 20 декабря, президент Владимир Путин публично отвечал на вопросы российских и иностранных журналистов. Общий тон выступления лидера был такой: достижения неоспоримы, задачи поставлены и будут решены. Накануне Минфин отчитывался по бюджету, он делал это чуть менее радостно.
Среди достижений президент назвал повышение средних зарплат в стране, сдерживание инфляции, рост ВВП на фоне общемировых проблем. Про задачи спросил корреспондент Bloomberg — про то, что имел в виду В. Путин, когда говорил про «деофшоризацию экономики». Ответ был многословен и туманен. Он и не мог быть другим, так как реально деофшоризацию можно провести, пожалуй, одним (хорошо, кстати, известным нам) способом — отменив конвертацию рубля. Но В. Путин предпочел сконцентрироваться на успехах России в улучшении делового климата и сказал, что «по налоговому администрированию мы поднялись на 30 ступеней и поставлены в шкалу рейтинга выше, чем США».
Президент, надо полагать, имел в виду рейтинг ВБ «Ведение бизнеса». В нем мы действительно рванули вверх по налоговой теме, что объясняется просто — так составители рейтинга оценили то, что в РФ разрешено подавать отчетность в инспекции в электронном виде. Однако вообще в рейтинге Россия этим летом была на 120 месте из 183, а по доступности подключения к электросетям, в частности, вообще на предпоследнем.
Накануне выступления В. Путина, так совпало, Минфин провел конференцию «Итоги исполнения федерального бюджета в 2012 году, особенности исполнения федерального бюджета в 2013 году и основные направления бюджетной политики на 2013—2015 годы». Там, кстати, звучали не окончательно оптимистичные данные. Например, бюджету России не удастся стать профицитным по итогам 2012 г., несмотря на обещания В. Путина.
По данным Минфина, дефицит бюджета составит 0,25% ВВП (151 млрд руб.). Без учета поступлений от нефти и газа дефицит превысит 10%.
Независимые эксперты не склонны демонизировать значение дефицита в 0,25% ВВП. Другое дело, что новые данные Минфина ставят под сомнение выполнение нового обещания президента, которое прозвучало и на пресс-конференции в четверг — о неуклонном соблюдении бюджетного правила. Вот как прокомментировал «Газете.ру» риски директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев: «Более 10% дефицита ненефтегазового бюджета — это, конечно, является риском. Получается, что несмотря на все разговоры о том, что ненефтегазовый дефицит надо снижать, он растет, и мы по-прежнему зависим от внешней конъюнктуры. Бюджетное правило устанавливает, что с 1 января 2013 г. доходы от продажи нефти и газа будут поступать строго в Резервный фонд, пока он не достигнет 7% ВВП и не снизит этой зависимости. Но независимость появляется только на бумаге. У нас уже было правило четыре года назад. Его действие тогда пришлось остановить. И теперь дополнительные расходы все равно потребуются. Посмотрите, с каким дефицитом оказались муниципальные бюджеты — больше 200 млрд руб. И в следующем году он будет нарастать, потому что они вынуждены исполнять предвыборные обещания, данные на федеральном уровне. Запланированных расходов не хватит. Правительство исходит из роста экономики в 2013 г., но, по нашим подсчетам, его не будет, а это уже минус 550 млрд руб. Где их взять? Полагаю, что и сейчас придется правило как минимум смягчить, а то и отменить».