Официальный показатель оттока капитала из Российской Федерации (80,5 млрд долл. в 2011 г.) превышает реальные размеры бегства денег из нашей страны как минимум вдвое, отмечается в исследовании Российского фонда прямых инвестиций, компании Ernst & Young и Центра национального интеллектуального резерва МГУ им. М.В. Ломоносова. При его расчете не учитывается экономическая суть транзакций, и он включает операции, по существу не являющиеся оттоком капитала.
Формула расчета показателя оттока капитала, которую используют российские официальные ведомства, не используется ни в одной из ведущих и развивающихся стран. Чаще всего там применяют индекс, рассчитываемый Всемирным банком (private capital flows). Если использовать его для оценки оттока капитала из нашей страны, то в 2011 г. он бы составил 32,3 млрд долл.
Таким образом, утешили общественность авторы исследования, ситуация с оттоком капитала в России полностью сопоставима со странами, экономика которых имеет экспортно ориентированный характер. Здесь мы попали в одну компанию с весьма приличными странами, например, Норвегией и даже Японией.
Динамика движения капитала в России в значительной степени продиктована глобальными тенденциями, а не изменением экономических показателей внутри страны. Капитал утекает из нашей страны в те периоды, когда наблюдаются проблемы в мировой экономике, а не в самой России.
Другим приятным выводом исследования стал безобидный характер офшорных зон. Объем прямых инвестиций, направленных из РФ в эти зоны за период 2007—2011 гг., почти полностью совпадает с объемом инвестиций, направленных из данных юрисдикций в Россию за аналогичный период. Таким образом, в среднесрочном периоде средства, выводимые в офшоры, возвращаются в Россию.
Далеко не все формально включаемые в отток капитала операции оказывают отрицательное влияние на экономику нашей страны. В перечень таких транзакций входят: сделки по слияниям и поглощениям российскими компаниями иностранных активов, погашение российскими предприятиями долга и др.
«Методология подсчета экономических показателей должна периодически пересматриваться для корректировки относительно изменившихся макропоказателей и проверки на совместимость с реальными условиями», — считает управляющий партнер E&Y по России Александр Ивлев.