Отечественные розничные торговцы определили для себя точку роста на ближайшие годы. Это Интернет. Глобальная сеть, кстати, поможет наладить сбыт товаров и в городах с населением 300 000—500 000 человек, в которых часто нет резона строить новые павильоны, но есть — наращивать торговлю целым рядом продуктов.
О проблемах и тенденциях развития розничной торговли эксперты и участники рынка поговорили в ходе второй конференции «Драйверы и „тормоза“ российского ретейла: сложности зрелого рынка», организованной информационным агентством «РБК».
По словам Галины Малиборской, директора департамента торговой недвижимости Colliers International, в текущем году розничный сектор в России показывает положительную динамику. Реально располагаемые доходы населения в августе выросли по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 6,8%. При этом уровень безработицы сократился с 6,1% в августе 2011 г. до 5,2% в августе 2012 г. Все это привело к увеличению оборота розничной торговли на 4,3% (август 2012 г. к августу 2011 г.).
Следует отметить, что товарооборот рос во всех сегментах. Среди компаний, показавших наибольший прирост выручки за 1-е полугодие 2012 г., много операторов, работающих в продуктовом сегменте. Затраты на питание остаются одной из самых крупных статей расходов в российских семьях. В II квартале 2012 г. на домашнее питание тратилось в среднем 31% располагаемых доходов.
Г. Малиборская отметила, что значительный прирост выручки стал возможен благодаря активному открытию новых магазинов. Так, сеть «Дикси» за указанный период открыла 184 магазина, «Магнит» — 413 торговые точки.
Не следует забывать и непродовольственный сектор: среди пяти компаний, показавших самый высокий рост выручки за шесть месяцев 2012 г., две представляют сегмент обуви («Обувь России», +49%) и одежды (Melon Fashion Group, +36%). Драйверами непродуктового сектора экономики остаются крупные города и города «нефтяных» регионов, уровень доходов населения в которых достигает высоких показателей.
Торговля перемещается в онлайн пространство
Эксперты сошлись на мнении, что одной из главных тенденций развития торговли в ближайшем будущем будет перемещение игроков в виртуальное пространство. В России онлайн-сектор показывает высокие темпы роста, превышающие европейские показатели почти в полтора раза. По данным Data Insight, в 2011 г. объем рынка электронной торговли увеличился за год на 33% (с 240 до 320 млрд руб.).
К слову, онлайн-торговля — один из самых быстрорастущих рынков в Европе. Лидерами по объему электронной индустрии являются Великобритания (59,4 млрд евро), Германия (45,07 млрд евро) и Франция (38,66 млрд евро). На них приходится 71% всех онлайн-продаж в ЕС. Наибольшая доля рынка онлайн-торговли в Великобритании — 12%. Затем следуют Германия (9%) и Швейцария (8,7%). Наибольший относительный рост онлайн-продаж в 2011 г. был зафиксирован во Франции и Польше — более 20%. Также высокие показатели у Швеции и Италии (по 18%) и Норвегии (17%).
Несмотря на активный рост, доля рынка онлайн-продаж в общем объеме розничного оборота РФ пока очень мала — всего 1,6%. Это связано с невысокой степенью охвата Интернета в регионах, а также недостатком логистической инфраструктуры для доставки товаров. Доставка товаров в небольшие города и на удаленные территории предполагают большие сроки и высокую стоимость. А высокий уровень недоверия к оплате пластиковыми картами покупок в Интернете только усугубляет ситуацию.
Кроме того, есть и другие проблемы: низкий уровень входа в этот сегмент рынка привлекает недобросовестных участников и влечет за собой рост обманов и нарушений прав потребителей.
Еще одна причина отставания — в РФ заметно позднее, чем в Европе, Интернет стал массово доступен. «Да, сейчас Рунет — это примерно 60 млн пользователей в месяц, мы по этому показателю № 1 в Европе. Но большинство этих пользователей — новички в Интернете. Им еще нужно время, чтобы осмотреться и начать покупать, у наших потребителей, к сожалению, существует определенный „барьер недоверия“ к дистанционной торговле», — пояснил Кирилл Гродинский, генеральный директор «Е5.ру» (проект Х5 Retail Group N.V.).
По мнению Александра Борисова, генерального директора Московской международной ассоциации бизнеса, одним из важных факторов дальнейшего развития будет рост мобильного Интернета. Пока только 18% россиян имеют смартфоны, и из них только 1/5 часть совершает онлайн-покупки (на 0,5 млрд долл.).
Ретейлеры покоряют новые города
Другим трендом развития отрасли станет рост интереса владельцев сетевых магазинов к менее крупным городам. По прогнозу Colliers International, города-миллионники и полумиллионники по-прежнему будут приоритетными для развития, но в среднесрочной перспективе многие ретейлеры будут обращать внимание на города с 300 000—500 000 населения.
Наиболее активные планы у магазинов парфюмерии и косметики, магазинов бытовой техники и электроники, продуктовых гипермаркетов и крупных ретейлеров, имеющих в портфеле целый набор иностранных брендов («Монэкс Трейдинг», BNS Group и др.). Менее грандиозные планы развития у продавцов товаров для дома, верхней одежды и меха и владельцев развлекательных центров. Компании данных профилей будут рассматривать города с более 500 000 жителей выборочно, останавливаясь на наиболее интересных для них направлениях.
Чтобы получить возможность развития в небольших городах, владельцы гипермаркетов начинают осваивать формат дискаунтера. Как пример, компания «O’Keй» объявила о программе развития дискаунтеров, начало реализации намечено на 2014 г. Магазины площадью 1500 кв. м вначале появятся в Подмосковье, а затем и в других регионах России.
Планирует освоить небольшой формат и сеть Spar. «М.видео» планирует выходить в города с населением менее 150 000 жителей. Торговая площадь магазинов будет уменьшена до 2000 кв. м. Похожий по площади формат планирует развивать METRO Cash & Carry: «Metro Пункты» площадью 2100 кв. м ретейлер будет открывать в городах с 250 000—350 000 жителей.
В среднесрочной перспективе наиболее востребованным будет оставаться классический торговый центр. Будет продолжать развиваться формат аутлет-центров (торговый центр, специализирующийся на продаже брендов одежды
со значительными скидками) — сейчас на стадии реализации находится шесть проектов (три в Москве, два в Санкт-Петербурге и один в Екатеринбурге). Этот формат пока может быть востребован только в больших городах. Еще один формат — ретейл-парк (экономичный формат, представляет собой комплекс из одно- и двухэтажных зданий или строений) — начал активное развитие после кризиса 2008—2009 гг.
Еще одна интересная тенденция развития отечественной торговли — выход игроков рынка в новые сегменты. Так, компания Marks & Spencer подала заявку в Роспатент на регистрацию торговой марки M&S Simply Food, под которой с 2001 г. развиваются гастрономы и закусочные в Великобритании и США. Другой пример — «Ашан» открыл «Ювелирный бутик» размером 50 кв. м, работающий в тестовом режиме.
По прогнозу А. Борисова, если не произойдут серьезные пертурбации на глобальных рынках, то в среднесрочной перспективе вектор розничной торговли продолжит поступательное развитие, правда, уже не теми темпами, какие были до кризиса 2008 г. (10—12%), а на уровне 5—6%. При этом продолжится, скорее всего, опережающий рост непродовольственной торговли. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в 2011 г. составило 47%/53% и будет постепенно изменяться до сокращения первых до уровня 33%, как в развитых странах мира.
к сведению
Почта не готова к росту интернет-продаж
Очередной опрос ВЦИОМ показал, что 29% российских пользователей Интернета покупали какие-либо товары в сети. При этом покупки через компьютеры растут. На днях, кстати, новогодний вал товаров из зарубежных интернет-магазинов поставил на грань коллапса «Почту России», которая никак не приспособится к увеличению объема работы. А легкой жизни почтовикам не будет. В прошлом году Российская ассоциация электронных коммуникаций и НИУ ВШЭ оценили оборот национального онлайн-ретейла в 309,4 млрд руб. На физические товары, доставкой которых занимается в том числе «Почта России», приходится 75%. Авторы исследования прогнозировали рынку рост на 27% по итогам 2012 г. Зарубежные интернет-магазины отправляют товары в Россию только почтой. Это долго и неудобно, но в прошлом году россияне заказали из-за рубежа одежду и прочие товары примерно на 30 млрд руб. Из одного из крупнейших интернет-магазинов одежды — британского Asos — до получателей в ряде европейских стран, а также в Австралии и США посылки добираются за шесть — восемь рабочих дней. До большинства — за 17. А до России — за 23 рабочих дня. ВЦИОМ показывает, что в среднем те, кто совершает покупки в Интернете, за последние три месяца потратили на них 6553 руб. (год назад этот показатель был почти вдвое меньше). Чаще всего заказы по Интернету осуществляют жители Москвы и Петербурга (46%), молодые пользователи в возрасте от 25 до 34 лет. В топ-10 самых популярных сетевых товаров вошли одежда и обувь (12%), электроника (7%), мелкая и крупная бытовая техника (6 и 4% соответственно), книги, журналы, аудио- и видеопродукция (5%), авиа-, железнодорожные билеты и путевки (5%), косметика (5%), товары для дома (3%), украшения (3%). Также в сети россияне заказывают билеты на концерты, в театры и кино. Сегодня Интернетом пользуется 53% россиян, причем доля ежедневных пользователей составляет 39%. Каждый день выходят в сеть большинство молодых россиян (71%), высокообразованные респонденты (57%). Все меньше становится тех, кто не пользуется сетью (их доля понизилась с 43 до 38%). В основном это пожилые (85%), малообразованные респонденты (80%).