Когда на стоянке хранятся автомобили, зарегистрированные в установленном законом порядке, вопросов в отношении квалификации такой деятельности для целей ЕНВД не возникает — она подпадает под действие этого спецрежима. Но если переданный на хранение автомобиль снят с учета с целью его дальнейшей реализации, с налогообложением могут возникнуть проблемы.
Минфин России уже давно занимает позицию, что услуги по хранению на стоянке автомобилей, предназначенных для продажи, под ЕНВД не подпадают и должны облагаться в рамках иных режимов налогообложения (письма от 21.11.2012 № 03-11-06/3/79, от 23.07.2009 № 03-11-06/3/195, от 07.07.2008 № 03-11-04/3/314).
Аргументируют чиновники свою позицию тем, что в данном случае автомобиль, не зарегистрированный в органах ГИБДД МВД России, является товаром. Ведь для целей налогообложения любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, признается товаром (п. 3 ст. 38 НК РФ). Следовательно, стоянка оказывает услуги по хранению не автотранспортных средств, а товаров. И поскольку деятельность по хранению товаров в главе 26.3 НК РФ не названа, применять в ее отношении ЕНВД нельзя.
Однако, на наш взгляд, специалисты финансового ведомства слишком вольно трактуют нормы Налогового кодекса.
В главе 26.3 НК РФ сказано, что на ЕНВД может переводиться деятельность по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок) (подп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При этом под платной стоянкой понимаются площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств (за исключением штрафных стоянок) (ст. 346.27 НК РФ).
Таким образом, ЕНВД применяется при соблюдении двух условий:
— на стоянке хранятся именно автотранспортные средства;
— хранение осуществляется на платной основе.
Никаких иных требований к подобной деятельности НК РФ не предъявляет. В частности, в нем нигде не указано, каким требованиям должен соответствовать автомобиль, чтобы его можно было считать автотранспортным средством (определение транспортных средств, данное в ст. 346.27 НК РФ, относится только к деятельности, указанной в подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (услуги по перевозке), и понятия автотранспортных средств не раскрывает).
Если какого-либо понятия в НК РФ нет, за его определением нужно обратиться к иным отраслям законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Так, понятие автотранспортного средства содержится в Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (№ 001МР/СЭ) (утверждены НИИАТ Минтранса России 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте России 20.10.2004, ЭКЦ МВД РФ 18.10.2004, НПСО «ОТЭК» 20.10.2004). Отметим, что именно этим документом руководствуются суды при выяснении того, что следует считать автотранспортным средством для целей ЕНВД (постановление ФАС Поволжского округа от 04.04.2012 № А57-4571/2011). Им определено, что под автотранспортным средством понимается устройство, приводимое в движение двигателем и предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также имеющее массу в снаряженном состоянии более 400 кг.
Как видите, в этом определении ничего не говорится о наличии регистрации автомобиля в органах ГИБДД. В Правилах регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России (утверждены приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001) также ничего не сказано о том, что автотранспортные средства могут считаться таковыми только после их регистрации. Таким образом, автомобиль остается автотранспортным средством независимо от того, есть на нем регистрационные номера, или нет.
Отношения по хранению автотранспортного средства на платной стоянке регулируются нормами главы 47 «Хранение» ГК РФ. Так, по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (п. 1 ст. 886 ГК РФ). Нормы ГК РФ не обязывают хранителя быть в курсе того, планирует поклажедатель продавать передаваемую на хранение вещь или нет. Следовательно, если поклажедатель передал на хранение автомобиль, не зарегистрированный в органах ГИБДД и предназначенный для продажи, его хранение ничем не будет отличаться от хранения других автомобилей, которые имеют регистрационные знаки (поставлены на учет в органах ГИБДД). И нет никаких оснований рассматривать деятельность по хранению таких автомобилей в качестве отдельной, как-то отличающейся от деятельности по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.
Суды придерживаются аналогичной позиции. Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 15.10.2009 № А65-12321/2008 указал следующее. В соответствии с п. 1 ст. 886 ГК РФ предметом договора хранения является вещь, и это понятие в гражданском законодательстве никак не связано с целью ее использования: для последующей перепродажи, для индивидуального или коллективного использования. Поэтому ссылка на то, что на территории автостоянки хранилась не «автотехника, а техника, предназначенная для перепродажи, то есть являющаяся товаром», что якобы не позволяет рассматривать ее в качестве предмета договора хранения, неосновательна. Заметим, что в этом деле налоговики настаивали на том, что общество в отношении деятельности по хранению автотранспортных средств, предназначенных для перепродажи на стоянке, должно было применять ЕНВД. И суд их поддержал.
Таким образом, следование позиции Минфина России может привести к спорам с налоговиками.