[-] Предоставление в аренду дойного стада не относится к деятельности по реализации сельхозпродукции собственного производства
(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.11.2012 по делу № А70-392/2012)
В ходе выездной проверки налоговики обнаружили, что сельскохозяйственный производственный кооператив (ЕСХН) сдавал в аренду стадо коров, а суммы полученных арендных платежей учитывал в составе доходов от деятельности по реализации сельхозпродукции собственного производства. Посчитав, что налогоплательщик неправомерно завысил доход, дающий право на применение спецрежима, инспекторы доначислили налоги по общей системе. Не согласившись, кооператив обратился в суд.
Однако суды трех инстанций сошлись во мнении, что решение инспекторов является правомерным, и вот почему.
Действительно, в силу своей организационно-правовой формы кооператив мог выступать в качестве плательщика сельхозналога, поскольку был создан в соответствии с главой 3 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.95 № 193-ФЗ. Однако этого недостаточно для применения ЕСХН. Еще одним обязательным условием является факт реализации продукции собственного производства членов кооператива, а также доход от выполненных кооперативом работ (услуг) для членов кооператива. При этом право на применение ЕСХН у сельскохозяйственного товаропроизводителя возникает только в том случае, если доля указанного дохода в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет не менее 70%. Именно при определении данного процентного соотношения между налоговым органом и кооперативом возникли разногласия.
Инспекторы посчитали неправомерным отнесение к операциям по реализации сельхозпродукции собственного производства услуг по предоставлению в аренду дойного стада индивидуальному предпринимателю. Как следует из решения арбитражного суда Тюменской области от 04.04.2012 по делу № А70-392/2012, кооператив пытался доказать, что поступил правильно, поскольку доход им был получен не от сдачи коров в аренду, а от реализованного арендатором молока, продажа которого осуществлялась по поручению налогоплательщика. А с учетом суммы спорного дохода доля реализованной сельскохозяйственной продукции составляет как раз 70%. В подтверждение своих слов владелец стада представил договор аренды, по условиям которого арендатор обязался организовать продажу надоенного молока, а деньги от реализации ежемесячно вносить в кассу арендодателя.
Арбитры такие аргументы не приняли и указали, что фактически налогоплательщик сдавал в аренду имущество (дойное стадо), за что получал оплату в виде денежных средств, а такая деятельность не признается реализацией продукции собственного производства. Следовательно, доходы в виде арендной платы не относятся к доходам от реализации сельскохозяйственной продукции.
Учитывая то, что спорные денежные средства кооператив получал в счет арендной платы, они не могли увеличивать доход, дающий право на применение ЕСХН. Кроме того, ни одним из представленных налогоплательщиком документов не подтверждалось, что эти средства вносились в счет расчета за реализованное молоко.