Ключевой документ, в соответствии с которым власти формируют налоговую политику на ближайшие три года — это Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов1. Этот документ, в частности, предусматривает несколько направлений, касающихся имущественного налогообложения. Рассказываем о том, какие новации ждут налогоплательщиков.
1. Расскажите, пожалуйста, об изменениях, которые могут произойти в ближайшее время.
Можно выделить три основные направления в имущественном налогообложении.
Во-первых, это предстоящий переход на налог на недвижимость.
Вторым направлением налоговой политики в ближайшей перспективе является повышенное налогообложение объектов роскоши.
Третье направление налоговой политики напрямую касается юридических лиц — их технологического обновления и модернизации производства, что в свою очередь должно способствовать росту нашей экономики в целом.
2. Налог на недвижимость стал уже притчей во языцех. Тем не менее перспектива его введения стала зримой. Чего ждать от нового налога российским налогоплательщикам? Кого затронут новации в первую очередь?
Состояние дел на сегодня таково. В рамках подготовки поправок к принятому в первом чтении проекту федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» предлагается поэтапное введение налога на недвижимость.
На первом этапе в качестве налогоплательщиков налога на недвижимое имущество предлагается признать физических лиц, обладающих правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающих правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок.
Налоговой базой для исчисления налога на недвижимое имущество будет считаться кадастровая стоимость соответствующего объекта налогообложения. Рассматривается вопрос исчисления налоговой базы в целом по России, то есть в отношении всех объектов, имеющихся у правообладателя.
При определении налоговой базы для исчисления налога на недвижимость физическим лицам будут предоставлять стандартные и социальные налоговые вычеты.
Стандартный налоговый вычет предлагается предоставлять всем налогоплательщикам в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров соответствующего объекта налогообложения. Ориентировочно это величина составит 20 кв. м.
Социальный налоговый вычет будет предоставляться отдельным категориям налогоплательщиков (Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, инвалидам I и II групп инвалидности, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также ветеранам и инвалидам боевых действий, иным социально незащищенным категориям граждан). Названным лицам вычет будет предоставляться в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом и дачном некоммерческом объединении, также в размере кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров соответствующего объекта, а в отношении земельного участка — на величину кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров площади земельного участка. В этом случае количество льготируемых квадратных метров объекта недвижимости будет увеличено примерно в два раза по сравнению со стандартным налоговым вычетом.
Налоговый вычет можно будет применить в отношении одного объекта налогообложения по выбору налогоплательщика.
При этом в рамках налога на недвижимость будет введено повышенное налогообложение недвижимого имущества физических лиц с высокой налоговой базой (кадастровой стоимостью).
В основных направлениях налоговой политики указано на то, что в соответствии с Планом реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации налога на недвижимое имущество, оценка всех объектов капитального строительства в РФ должна быть завершена Минэкономразвития России в 2012 г. Поэтому сроки введения налога на недвижимость напрямую зависят от сроков завершения оценки капитального строительства, поскольку определение наиболее эффективных налоговых ставок по налогу на недвижимое имущество, а также установление конкретных размеров налоговых вычетов возможно только после окончания формирования налоговой базы — кадастровой стоимости объектов недвижимости.
С учетом сроков реализации Плана мероприятий ближайший срок принятия и введения в действие соответствующей главы Налогового кодекса в отношении налогообложения жилой недвижимости можно определить как 2014 г.
3. Несколько слов по поводу повышенного налогообложения объектов роскоши.
Предусматривается ввести минимальную ставку транспортного налога (без возможности ее снижения законами субъектов Российской Федерации) для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. в размере 300 руб. с 1 л.с. с возможностью увеличения этой ставки законами субъектов РФ.
Также предполагается увеличение в пять раз средних ставок транспортного налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя свыше 130—150 л.с.), гидроциклов (свыше 150 л.с.), катеров и яхт (свыше 300 л.с.).
Повышенные налоговые ставки предлагается применять в отношении транспортных средств, произведенных после 2000 г.
4. Что касается третьего направления, связанного с технологическим перевооружением производства, какие преференции власть готова предложить бизнесу?
Необходимым условием успешного развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства товаров и услуг. Поэтому одним из ключевых направлений налоговой политики на долгосрочную перспективу должно стать постепенное исключение из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций движимого имущества (то есть составляющей экономическую базу активной части основных средств) и переход на налогообложение только объектов недвижимого имущества.
5. Такая политика уже проводится или речь идет только о перспективах?
Да, такая налоговая политика уже проводится.
Так, в целях обновления основных фондов организаций на основании п. 21 ст. 381 Налогового кодекса освобождены от налога на имущество организаций приобретенные и поставленные на баланс с 1 января 2012 г. отдельные виды имущества, в соответствии с Перечнем объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 308. Кроме того, освобождены объекты, которые имеют высокий класс энергетической эффективности.
Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов предусмотрено, что приобретаемое (вводимое) организациями с 2013 г. движимое имущество должно быть исключено из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, что создаст предпосылки для выведения в течение нескольких лет всего движимого имущества из налогообложения и переходу к налогу на недвижимость. И первый шаг в этом направлении уже сделан. Я имею в виду Федеральный закон от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»1, согласно которому не признается объектом налогобложения поставленное на баланс в 2013 г. движимое имущество.
Названные меры позволят организациям не только снизить налоговую составляющую, но и будут способствовать обновлению основных фондов, составляющих экономическую базу организации, и, следовательно, повысить производительность и качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг, будут способствовать развитию финансового лизинга.
Постепенное выведение из налогообложения движимого имущества организаций позволит сохранить, а в дальнейшем и увеличить налоговый потенциал субъектов РФ за счет роста фондоотдачи и ВВП и увеличения платежей по налогам.