Реализация дорожных карт по совершенствованию предпринимательского климата была в центре внимания экономического блока правительства и экспертного сообщества в конце прошлого — начале нынешнего года. Пока удалось только немного улучшить нормативную базу на некоторых, наиболее болезненных для бизнеса, направлениях госрегулирования. Реального же внедрения мероприятий дорожных карт пока почти не наблюдается.
Сегодня в стадии реализации находится пять дорожных карт, нацеленных на улучшение ситуации по тем направлениям, где Россия по качеству госрегулирования больше всего отстает от других стран. К их числу относятся таможенное администрирование (в рейтинге Doing business наша страна занимает 162-е место из 185), повышение доступности энергетической инфраструктуры (184-е место), улучшение предпринимательского климата в сфере строительства (178- е место) и повышение качества государственных услуг в сфере регистрации прав собственности (46-е место).
По трем дорожным картам уже наступили сроки исполнения ряда мероприятий. Мониторинг их исполнения осуществляется на трех уровнях. Первый — административный, где контролируется формальное исполнение мероприятий ответственным федеральным органом исполнительной власти. Второй предполагает контроль со стороны разработчиков дорожных карт, то есть рабочих групп, созданных Агентством стратегических инициатив (они должны оценивать степень достижения планируемых эффектов от реализации соответствующих мероприятий). И третий уровень осуществляется силами предпринимательского сообщества, объединениями бизнесменов, экспертов, где проводится оценка реального изменения ситуации в той или иной области и правоприменительной практике.
Первые результаты мониторинга показывают, что продвижение вперед есть, однако, в основном в нормативной базе. В то же время оценки экспертного и предпринимательского сообщества зачастую значительно отличаются от мнений федеральных органов исполнительной власти.
Основными проблемами реализации дорожных карт, по оценке главы Минэкономразвития Андрея Белоусова, является нарушение сроков исполнения их мероприятий. Госведомствам необходимо уделять больше внимания достижению ожидаемого результата реализации каждого мероприятия, а не успокаиваться после формального внесения в правительство соответствующего документа.
Дорожные карты разработаны не для того, чтобы принять законы и постановления, которые потом не будут исполняться. Их целью является реальное сокращение количества необходимых процедур и сроков получения разрешений.
В соответствии с поручением президента страны, пригрозил чиновникам руководитель МЭР, утвержден список KPI для ведомств, куда вошли соответствующие показатели оценки эффективности работы госслужащих по совершенствованию бизнес-климата.
Минэкономразвития планирует в дальнейшем не только в конце года, а ежеквартально проводить замеры сокращения стоимости, количества и сроков прохождения процедур в наиболее важных сферах государственного регулирования.
Между тем экспертное сообщество считает, что проблемы дорожных карт заключаются не только в недостаточном внимании чиновников к реализации их мероприятий. При составлении KPI для руководителей госведомств (а именно они должны подтолкнуть чиновников к реализации мероприятий дорожных карт) необходимо учитывать, подчеркивают ученые ВШЭ, не только показатели рейтинга Doing Business, который делает Всемирный банк (здесь Россия по итогам 2012 г. поднялась на шесть мест).
Все перемены в рейтинге связаны с изменениями стоимостных показателей либо с нормативными новациями. Так, перемещение России вверх на 30 позиций по критерию «Уплата налогов» связано с введением электронной подачи документов в налоговую службу. При этом не нашли отражение технические сложности, возникшие в связи с этим переходом.
При оценке эффективности работы чиновников по совершенствованию предпринимательского климата также нужно принимать во внимание показатели нашей страны в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ). А здесь в 2012 г. Россия опустилась на одно место.
Причиной стало ухудшение наших позиций по эффективности рынка труда и внедрению инноваций (снижение соответственно на 19 и 14 мест). Что касается налоговой системы, то тут, по мнению экспертов ВЭФ, ситуация даже слегка ухудшилась из-за увеличения ставок налогообложения.
Представители предпринимательского сообщества также полагают, что в перечень направлений совершенствования условий ведения бизнеса желательно включить дорожную карту по улучшению инфраструктуры, в частности, ее логистической и транспортной составляющей. «Развитие сотрудничества в рамках Таможенного Союза, присоединение к ВТО, планируемое вступление в ОЭСР — все это уже способствует и в дальнейшем будет позитивно влиять на сотрудничество России с зарубежными партнерами, увеличение взаимного товарооборота, — уверен директор компании „Асстра Рус“ Александр Михеев.— И тут существенным препятствием может стать логистическая неразвитость, наличие узких мест, которые нивелируют прогресс в смежных направлениях».