Сфере услуг удалось сохранить позитивный тренд

| статьи | печать

Основные показатели сферы услуг в последнем квартале прошлого года снизились по сравнению с предыдущим периодом, но сервисному сектору российской экономики удалось сохранить позитивный тренд своего развития. Индекс предпринимательского оптимизма, по оценке Росстата, сократился на 5 п.п., но все же остался в зеленой зоне +5%.

Позитивным результатам работы сферы услуг, по мнению экспертов Центра конъюнктурных исследований ВШЭ, способствовали, с одной стороны, сдержанные темпы инфляции, рост реальных доходов населения и развитие потребительского кредитования. С другой стороны, сезонное затишье в определенных видах услуг компенсировалось оживлением активности в других сегментах рынка.

В результате восходящая тенденция большинства основных показателей деятельности компаний, сформировавшаяся в предыдущих кварталах, продолжилась (хотя и с меньшей интенсивностью) и в IV квартале 2012 г.

Балансы оценок изменения спроса на услуги, объема оказанных услуг, конкурентоспособности организаций и их экономического положения потеряли от 1 до 3 п.п., однако сохранили свои положительные значения.

К позитивным результатам опроса предприятий сервисного сектора экономики можно отнести снижение темпов роста цен на услуги. Среди отрицательных факторов выделяется ухудшение финансового состояния организаций, выразившееся в снижении объема полученной прибыли.

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг (рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале) в октябре — декабре 2012 г. снизился на 5 п.п. до значения +5%.

Страховщики лидируют

В разрезе различных субвидов экономической деятельности лидерство уверенно сохранял сегмент оказания услуг по страхованию. Благоприятный деловой климат здесь обеспечивался стабильно высокими темпами роста спроса и улучшением экономического положения компаний.

В некоторых видах услуг, где сезонная составляющая проявляется наиболее ярко, индекс предпринимательской уверенности опустился до отрицательных величин. Так, в сфере оказания санаторно-курортных услуг его значение снизилось с +33 до –2%, туристических услуг — с +11 до –4%, услуг пассажирского транспорта — с +5 до –6%.

Однако тут нужно учитывать, что результаты обследования, проведенного предыдущей зимой, также показали значения индекса в отрицательной зоне. Поэтому говорить о кардинальном ухудшении делового климата в данном сегменте рынка пока нет оснований.

При сохранении общего положительного тренда заметно ухудшились показатели деятельности гостиниц (снижение индекса на 13 п.п.), ломбардов (на 6 п.п.), организаций по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта (на 7 п.п.).

Вместе с тем наблюдалось оживление деловой активности в сфере отдыха, развлечений, культуры и спорта (рост индекса предпринимательской уверенности с 8 до 17%), оказания услуг связи и персональных услуг (с 6 до 10% и с 0 до 5% соответственно).

Организации, занятые ремонтом бытовых изделий и предметов личного пользования, оставались аутсайдерами вне зависимости от времени года. Компоненты индекса, характеризующие фактически произошедшие изменения спроса и экономического положения, на протяжении 2012 г. сохраняли отрицательные значения. А надежды предпринимателей на усиление востребованности их услуг в этом сегменте рынка пока не оправдались.

Основной причиной такой тенденции, полагают ученые «Вышки», является падение интереса потребителей к данному виду услуг, так как стоимость ремонта бытовых изделий сегодня часто сопоставима со стоимостью покупки нового товара.

Как всегда налоги

Перечень барьеров, оказавших, по мнению участников опроса, существенное негативное давление на бизнес, носит весьма устойчивый характер. Доля респондентов, отметивших предложенные в опросном листе лимитирующие факторы, оставалась неизменной на протяжении 2012 г. либо колебалась в очень узком диапазоне, не превышающем 1—2 п.п.

В тройке лидеров неизменно присутствовали финансовые и спросовые ограничения. Доля опрошенных, считавших важнейшей преградой на пути развития своего бизнеса «существующий уровень налогообложения» и «недостаток финансовых средств», уменьшилась в IV квартале (по сравнению с предыдущим периодом) лишь на 1 п.п. При этом на такую же величину возросло число участников опроса, отдавших пальму первенства проблеме «недостаточного спроса на оказываемые услуги». В результате интенсивность негативного воздействия трех указанных факторов практически сравнялась.

На 2 п.п. снизилось давление «большой отчетной нагрузки на предприятия» и на 1 п.п. — «недобросовестной конкуренции со стороны других организаций». Напротив, проблема «недостатка квалифицированного персонала» постоянно становилась все более значимой.

Прогноз на I квартал 2013 г., сформированный на базе обобщенных мнений участников опроса, можно считать достаточно оптимистическим. Балансы оценок ожидаемого изменения ключевых производственных и финансовых показателей расположены в положительной зоне и их значения выше, чем в текущем квартале. Даже принимая во внимание излишний оптимизм респондентов относительно ближайших перспектив своих компаний (постоянно выявляемый по результатам предыдущих опросов), в начале наступившего года в сфере услуг ожидается сохранение благоприятного делового климата.

Динамика оценок изменения основных показателей деятельности организаций сферы услуг (балансы, %)


Изменение по сравнению с предыдущим кв.

Ожидания

II кв. 2012 г.

III кв. 2012 г.

IV кв. 2012 г.

на I кв. 2013 г.

Спрос на услуги организаций

2

4

3

5

Число заключенных договоров или обслуженных клиентов

1

5

2

6

Объем оказанных услуг (в стоимостном выражении)

2

6

3

6

Цены (тарифы) на услуги

4

5

3

6

Затраты

11

14

14

11

Прибыль

–2

1

-2

2

Конкурентоспособность организаций

2

3

2

5

Экономическое положение организаций

9

11

8

10

Источники: Росстат, ВШЭ