Приемка товара — знаковый момент в ходе исполнения договора поставки. Именно приемка, как правило, подверждает факт исполнения продавцом своих обязательств по поставке товара и, соответственно, возникновение обязанности покупателя за него заплатить. Но несмотря на это, многие коммерсанты относятся к установлению правил приемки спустя рукава. Почему в договоре поставки стоит отразить подробный алгоритм действий при приемке товара, и как лучше это сделать? Читайте в статье «ЭЖ».
Договор поставки является одной из самых распространенных в современном торговом обороте конструкций. На практике большое количество споров, связанных с договором поставки, возникает при приемке продукции из-за разногласий сторон по поводу количества и качества поставленных товаров.
Правила приемки до сих пор списывают с советских норм
Базовой нормой, регламентирующей порядок приемки поставленной продукции, является ст. 513 ГК РФ, которой предусмотрены следующие правила. Покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.
Однако в данной статье приведены лишь самые общие положения об обязанностях покупателя при приемке поставленной продукции и ничего не сказано насчет порядка приемки. Он устанавливается иными правовыми актами.
В качестве иных правовых актов РФ, в соответствии с которыми покупатель должен произвести проверку качества поставленной продукции, можно назвать ГОСТы. Если для конкретного случая предусмотрен специальный порядок проверки качества, его несоблюдение означает, что покупатель нарушил установленный порядок приемки товара.
Так, в одном деле суд установил, что покупатель, не согласный с качеством поставленной продукции, представил акты отбора проб и анализа семян трех видов. Однако данные документы были составлены в нарушение подп. 1.4, 2.2 и 2.3.1.1 ГОСТа 12036–85 «Семена сельскохозяйственных культур. Правила приемки и методы отбора проб»: акты отбора проб семян не содержали сведений о номере партии, номере вагона, дате получения семян, количестве поступивших мешков, примененных методах отбора проб, количестве мешков, выделенных для отбора проб, количестве представленных для исследования в лабораторию проб; полномочия лиц, проводивших отбор проб, не подтверждены; акт отбора проб семян одного вида вовсе не представлен в материалы дела (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.03.2011 по делу № А79-4087/2010).
В настоящее время к числу специальных правовых актов, регламентирующих порядок приемки поставленной продукции, следует отнести Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 № П-6, далее — Инструкция № П-6) и Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 № П-7, далее — Инструкция № П-7). Эти Инструкции сами по себе не применяются, но изложенный в них порядок приемки товаров по количеству и качеству стороны договора могут определить для себя как обязательный, указав на это в соглашении (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.97 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки»). В этой форме положения Инструкций применяются на практике до сих пор.
В торговом обороте довольно часто можно встретить ссылки в договорах поставки на указанные Инструкции. Коммерсанты, по-видимому, считают для себя удобным не согласовывать в своих договорах комплекс условий, посвященных приемке товара, а ограничиваться ссылками на советские нормативные акты. Поскольку указанные Инструкции включают ряд положений, которые крайне неудобны и невыгодны покупателю. В частности, это правила вызова иногороднего представителя (п. 17 Инструкции № П-6, п. 19 Инструкции № П-7), приглашение для оформления акта о недостатках представителя общественности и условия его участия (п. 18 Инструкции № П-6, п. 20 Инструкции № П-7) и др. Лица, ответственные за приемку-передачу товаров должны четко знать положения указанных инструкций, чтобы четко их соблюдать.
Приемку товара необходимо оформлять на бумаге
Сторонам договора поставки будет намного удобней предусмотреть в своем договоре специальный порядок приемки товара, который будет проще, доступней и понятней, чем громоздкие инструкции, утратившие силу.
В первую очередь, в договоре поставки следует указать, в какой срок осуществляется поставка каждой партии товара и куда именно, а также указать, каким документом оформляется принятие поставленной продукции. Допустимым и достоверным доказательством исполнения покупателем своего обязательства по поставке продукции является подписанный сторонами документ о передаче товара (товарная накладная, акт приема-передачи и т.п.). При отсутствии указанного документа даже при фактическом принятии продукции покупателем поставщик считается не исполнившим свое обязательство (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.08.2012 по делу № А39-2278/2011).
В договоре поставки также следует специально оговорить, что подписание товарной накладной или любого иного документа о переходе права собственности на поставляемую продукцию само по себе не означает отсутствие у покупателя претензий по качеству такой продукции. Даже если покупатель подписал указанные документы без возражений, он не лишен возможности предъявить свои возражения по поводу качества товара. Это очень важный момент, поскольку отсутствие замечаний у покупателя при подписании товарной накладной суд может расценить как согласие покупателя с надлежащим качеством поставленной продукции (постановление ФАС Уральского округа от 13.09.2012 № Ф09-7721/12 по делу № А07-6658/2011).
Приведенное условие, которое мы рекомендуем включить в договор поставки, является гарантией для покупателя, вместе с тем ему самому следует оперативно направлять свои возражения и претензии по качеству поставленной продукции, не откладывая это на последний момент. Так, при рассмотрении одного спора по вопросу ненадлежащего качества поставленного товара суд отклонил требования покупателя, отметив, что несоответствие товара санитарно-эпидемиологическим нормам выявлено в ходе реализации товара третьему лицу, что исключает предъявление претензии поставщику. В заключенном между сторонами договоре поставки было предусмотрено, что предъявление претензии возможно в течение трех дней после даты отгрузки, но до момента передачи товара третьим лицам (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.10.2010 по делу № А11-12811/2009).
Аналогичным образом и в другом деле суд установил, что поставка укупорочных конусов на линии разлива покупателем была осуществлена, тестирование произведено, рекламационный акт (претензия по качеству), предусмотренный договором поставки, не составлялся. Гарантийный срок товара истек 8 июня 2010 г. Об утрате интереса к поставленному товару покупатель заявил только в судебном заседании после фактической приемки товара без возражений. При таких обстоятельствах суд правомерно не принял довод покупателя о ненадлежащем качестве поставленного ему товара (постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2012 по делу № А44-3743/2011).
Важно иметь в виду, что ни одна из сторон договора поставки не может оспаривать акт приема-передачи товара, товарную накладную или иной документ о переходе права собственности на товар от поставщика к покупателю по правилам о недействительных сделках, предусмотренным в §2 главы 9 ГК РФ. Такие документы не являются гражданско-правовыми сделками по смыслу ст. 153 ГК РФ и не могут поэтому быть признаны недействительными сами по себе. В частности, документы о приеме-передаче товара не могут быть оспорены по мотиву подписания их неуполномоченным лицом (постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.08.2012 № Ф03-3313/2012).
Затраты покупателя на хранение некачественного товара может нести продавец
Учитывая, что договор поставки является разновидностью договора купли-продажи, к нему применяются также и правила о купле-продаже, предусмотренные главой 30 ГК РФ. Если предметом поставки являются не продукты питания, иные скоропортящиеся вещи, то покупателю в договор поставки будет целесообразно в соответствии со ст. 477 ГК РФ включить условие о том, что требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока. Но это условие не действует применительно к товару, в отношении которого установлен гарантийный срок.
На практике нередко случаются ситуации, когда покупатель отказывается от товара по мотиву его ненадлежащего качества, а поставщик не забирает свой товар. На этот случай в договоре поставки необходимо оговорить конкретный срок, в течение которого поставщик обязан забрать свой товар, обеспечив выполнение этой обязанности неустойкой. Кроме того, хранение покупателем принятого товара, от которого он отказался, создает для него неблагоприятные имущественные последствия в виде затрат на обеспечение сохранности товара.
Для компенсации таких затрат в договор поставки следует включить положение о том, что во всех тех случаях, когда поставщик не забирает у покупателя свой товар, когда он должен это сделать в соответствии с условиями настоящего договора, он обязан оплатить расходы покупателя, связанные с хранением товара, из расчета, к примеру, 2000 руб. за каждый календарный день хранения, неполные дни хранения при этом подлежат оплате как полные. Хранение должно быть оплачено со дня, когда поставщик должен был забрать свой товар, и до дня, когда он это осуществит, включительно.
При обнаружении при приемке продукции ее ненадлежащего качества покупателю необходимо предпринять все меры по фиксации такого факта и незамедлительного извещения об этом поставщика. Его действия должны быть выполнены в полном соответствии с порядком, который согласован в договоре поставки.
Так, в одном деле при приемке и вскрытии контейнера покупателем был составлен акт, в котором он указал на то, что упаковочная лента на ящиках нарушена, вскрыты крышки ящиков, порвана упаковочная бумага, что при комиссионном вскрытии ящиков выявлено несоответствие количества продукции и количества мест железнодорожной накладной. После выявления недостачи продукции дальнейшая приемка была приостановлена, продукция принята покупателем на ответственное хранение.
Телеграммой он уведомил поставщика об указанных обстоятельствах и просил направить представителя для приемки продукции. Впоследствии был составлен акт повторного просчета оборудования, в котором отражено подтверждение недостачи. Прибывший для приемки продукции представитель ответчика данный акт не подписал, причин уклонения от подписи не объяснил, что зафиксировано в отдельно составленном акте.
В связи с тем, что продукция по договору поставлена не в полном объеме, покупатель обратился к поставщику с претензией о возврате стоимости недопоставленного товара. Суд удовлетворил данное требование, поскольку порядок вскрытия и приемки продукции покупателем был произведен в соответствии с заключенным между сторонами соглашением, оплата по договору произведена в полном объеме, факт поставки ответчиком продукции не в полном объеме был доказан (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2012 по делу № А33-9147/2011).
Для удобства и эффективной защиты прав покупателя в договоре поставки будет целесообразно указать, что в случае обнаружения недостатков в поставленном товаре покупатель вправе составить акт в одностороннем порядке, без извещения поставщика. Помимо составления акта покупатель обязан документально подтвердить несоответствие качества поставленного товара установленным требованиям (акты лабораторного исследования и т.д.). Суд, оценивая в одном деле такое условие договора поставки, признал его допустимым. Поскольку договором поставки не предусмотрена обязательность участия представителя поставщика при приемке товара по качеству, то осуществление покупателем приемки товара в одностороннем порядке с использованием лабораторных исследований собственной лаборатории с применением ГОСТа 10742—71, посчитал суд, не противоречит закону (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.09.2012 по делу № А27-15277/2011).
Закон позволяет сторонам договориться о порядке приемки товара
Таким образом, в договоре поставки стороны должны помимо согласования условий о предмете (наименование и количество поставляемого товара) и цене указать место и срок поставки, а также обозначить:
- возможность составления акта об обнаруженных недостатках при их наличии в одностороннем порядке или с участием поставщика;
- срок для устранения выявленных недостатков поставщиком;
- право покупателя на односторонний отказ от договора поставки полностью или в части конкретной партии товара при наличии в поставленной партии недостатков;
- условия оплаты услуг покупателя по ответственному хранению продукции, от которой он отказался;
- иные условия по усмотрению сторон.
При отсутствии в договоре поставки согласованного порядка приемки продукции по умолчанию будут применяться общие правила, предусмотренные главой 30 ГК РФ. Для сторон договора поставки все же желательней договориться о своих условиях, поскольку закон им такую возможность предоставляет.
При несоблюдении сторонами договора поставки условий о согласованном порядке приемки продукции последствия следует определять в зависимости от характера соответствующего условия, неисполнение или ненадлежащее исполнение которого имело место. Так, к примеру, если поставщик не устраняет выявленные дефекты в товаре, покупатель вправе понуждать его исполнить обязательство или отказаться от договора с правом полного возмещения убытков, применить иные средства правовой защиты. Если покупатель нарушил порядок фиксации недостатков в поставленном ему товаре, ему в дальнейшем будет проблематично доказать, что со стороны поставщика имело место нарушение договорных обязательств.